16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-3-0-2

РИСКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Aннотация

В статье проанализированы риски цифровой трансформации, с которыми сталкиваются региональные хозяйственные системы на современном этапе их развития. Указанные риски во много связаны с реалиями новой Промышленной революции 4.0 и необходимыми изменениями в экономической и институциональной подсистемах функционирования народного хозяйства. Анализ показателей, характеризующих уровень и динамичность изменений в подсистемах мезоуровня (субъектах Российской Федерации) и национальной экономике в целом, позволил определить проблемы и риски регионального развития и выработать направления их нивелирования и разрешения в ближайшей перспективе. Среди рисков регионального развития в названных условиях были выделены следующие: технологический, кадрового обеспечения, институциональный, операционный, финансовый, рыночный и социальной-экономический. Разработка направлений снижения рисков развития в сложившихся условиях позволит оптимизировать функционирование хозяйственных механизмов систем всех (в первую очередь, мезо- и макро-) уровней. 


Введение

Современная действительность ознаменовалась беспрецедентными изменениями, которые обусловлены реалиями Четвертой промышленной революции и порождаемой ею цифровизацией хозяйственных систем различных (макро-, мезо- и микро) уровней. Динамика и скорость изменений, происходящих в них, в свою очередь, сказываются на их конкурентоспособности и оптимальных показателях использования производственных возможностей. В настоящее время проблемам цифровизации общества и хозяйственных систем посвящены труды отечественных и зарубежных ученых в контексте анализа рисков, проблем, условий, методов и инструментов цифровой трансформации [Doherty P., Wilson J., 2018; Fornes G., Altamira M., 2023; Shiffer E., 2017; Shwab K., 2017; Shwab K., Davis N., 2018; Пономаренко Е.В., Шкваря Л.В., Рузина Е. И., 2019]. Однако анализ рисков цифровой трансформации региональных хозяйственных систем в данном случае требует более детального исследования в силу дифференциации исходных условий регионов Российской Федерации и различной степени их адаптации к происходящим изменениям. Данным обстоятельством обуславливается актуальность нижеприведенного исследования.

 

Основная часть

Современные трансформационные процессы, происходящие в региональных хозяйственных системах, отражаются на основных мезо- и макроэкономических показателях, таких как реальный ВРП и реальный ВВП.

Данные показатели характеризуют темпы роста (как положительные, так и отрицательные) в рамках указанных систем. Однако, характеристику именно цифровых изменений, влияющих на положительные или отрицательные темпы роста в настоящий момент через данных индикаторы или относительные величины, рассчитанные в соотношении с ними, определить достаточно сложно в силу отсутствия полноценных динамических рядов показателей цифровых изменений, происходящих в регионах.

Проанализируем обобщенные данные официальной статистики по субъектам РФ, характеризующие их цифровой и информационное развитие. Одним из таких показателей является «количество поддержанных проектов в субъектах Российской Федерации, направленных на цифровое и информационное развитие» (табл. 1).

Таблица 1

Количество поддержанных проектов в субъектах Российской Федерации,
направленных на цифровое и информационное развитие

Table 1

Volume of delayed projects in the constituent entities of the Russian Federation aimed
 at digital and information development

Год

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Июль-декабрь

2022

83

83

83

84

84

313

730

2023

189

206

226

244

259

359

1483

2024

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Н.д.

Источник: ЕМИСС, URL: https://fedstat.ru/indicator/62263

Данные таблицы характеризуют динамику данного показателя за 2022-2023 гг. Позитивным моментом является увеличение количества проектов в области цифровизации по регионам РФ как в рамках отдельного календарного года (83-313 и 189-359), так и в соотношении к предыдущему (более чем в 2 раза в суммарном соотношении). Недостатком при анализе является отсутствие данных о проектах в первый и второй квартал по соответствующим годам, а также отсутствие статистических данных за предыдущие периоды, в силу включения данного показателя в Единую межведомственную информационно-статистическую систему в 2022 г.

Следующим показателем, характеризующим вовлеченность в цифровое пространство хозяйственных региональных систем, является «общий объем инвестиций в основной капитал в развитие цифрового решения» (табл. 2).

Данный показатель характеризуют объем инвестиционных вложений в основной капитал по всей совокупности регионов и отражают совокупность собственных и привлеченных средств затраченных хозяйствующих субъектов в региональных экономиках, рассчитанных по всей их совокупности.

Таблица 2

Общий объем инвестиций в основной капитал в развитие цифрового решения
 (итого по регионам РФ)

Table 2

Total investment in fixed capital in the development of a digital solution
(total by region of the Russian Federation)

Год

Значение показателя, тыс. рублей

2022

50 157 838

2023

Н.д.

2024

Н.д.

 

Источник: ЕМИСС, URL: https://fedstat.ru/indicator/62221

Недостаток статистических данных за предыдущие периоды и запаздывание временного лага на один календарный год обнародования официальных данных не позволило провести весомый анализ по данному компоненту. Единственным возможным относительным показателем, который целесообразно рассчитать и сделать выводы является доля инвестиций в цифровые решения в объеме ВРП по всей совокупности регионов (в данном случае для расчетов использована величина номинального ВВП (ВВП 2022 г. был равен 155188,9 млрд. рублей)) [ФСГС].
Рассчитанный показатель составляет 0,032 % от объема ВВП РФ 2022 года, что говорит о низкой инвестиционной активности субъектов в сфере цифрового развития. Однако неполнота данных не позволяет оценить текущие изменения ситуации.

Также цифровую трансформацию хозяйственных региональных систем характеризует показатель – «Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», так как указывает на адаптацию к современным реалиям одного из институтов региональных хозяйственных систем, отвечающих за подготовку кадров (табл. 3).

Таблица 3

Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего
и среднего общего образования (данные на декабрь календарного года)

Table 3

Share of educational organizations using the initial services of the federal information and service platform of the digital educational environment in the implementation of basic general education programs of general, basic general and secondary general education (data for December of the calendar year)

Год

Значение показателя, %

2022

26,03

2023

32,33

2024

32,86*

*данные на март 2024 г.

Источник: ЕМИСС, URL: https://fedstat.ru/indicator/61151

Следует отметить, что указанные данные свидетельствуют о положительных изменении, так как отражают рост доли вовлеченных образовательных учреждений в цифровую среду в субъектах РФ. Однако, на период 2023-2024 гг. наметились замедление темпов роста по данному показателю. Причиной этому могут служить сокращение дли расходов субъектов РФ на развитие цифровой среды в образовательных организациях.

Отсутствие одноименного показателя в официальной статистике ФСГС и ее региональных представительствах не представляет возможным подтверждение или опровержение указанной гипотезы. Однако о сокращении уровня затрат на дополнительный компонент цифровизации и развития информационного пространства указывает еще один показатель – «Затраты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов государственной власти на приобретение программного обеспечения» (табл. 4).

Таблица 4

Затраты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов государственной власти
 на приобретение программного обеспечения, тыс. рублей

Table 4

Costs of federal executive authorities, executive authorities of constituent entities of the Russian Federation and other government authorities for the purchase of software, thousand rubles

Год

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Всего

33 983 794.9

30 818 169.3

53 725 019

67 250 355.8

49 299 256.4

Н.д.

 

Источник: ФСГС, URL: https://fedstat.ru/indicator/59979

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что положительная динамика затратности федеральных органов исполнительной власти ограничена 2019-2021 гг. В 2022 г. объем одноименных затрат сократился по сравнению с максимальным значением на 26,7 %. Указанное обстоятельство во многом обуславливается геополитической ситуацией и необходимостью перераспределения финансовых ресурсов, как в рамках отдельных регионов, так и страны в целом.

Анализ вышеобозначенных показателей указывает на наличие определенного круга проблем и рисков цифровизации региональных хозяйственных систем РФ, определение перечня которых и является объектом данного исследования.

Целью работы является определение и анализ рисков цифровой трансформации хозяйственных систем мезоуровня, а также разработка направлений, потенциально реализуемых в рамках региональной социально-экономической политики с целью их нивелирования и/или минимизации ущерба от них. 

Материалы и методы исследования. Данное исследование базируется на материалах официальной отечественной и зарубежной статистики, методах компаративного, системного и графического анализа, официальных отчетов консалтинговых агентств и групп.

Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав показатели цифровых изменений в региональных хозяйственных системах можно выделить следующие виды рисков, с которыми они сталкиваются в рамках современных процессов их диджитализации (табл. 5).

Таблица 5

Риски цифровой трансформации региональных хозяйственных систем

Table 5

Risks of digital transformation of regional economic systems

Риски

Сущностные характеристики

Технологический

А. Зависимость от импортных технологий и снижение уровня их доступности

Б. Существенная дифференциация регионов по уровню внедрения новых цифровых технологий

Кадрового обеспечения

А. Отсутствие или недостаточность необходимых специалистов в области IT-безопасности и цифровой среды

Б. Несоответствия изменений в образовательных программах ВУЗов в рамках адаптации направлений подготовки запросам работодателей

Институциональный

А. Снижение уровня затрат органов исполнительной власти на программное обеспечение, что снижает скорость цифровой трансформации данного института

Б. Несоответствие или недостаточная скорость изменений системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере регионального и национального хозяйства

Операционный

А. Повышение риска утечки информации ввиду использования информационных технологий и работой различных региональных институтов с базами данных предприятий, организаций, физических лиц и т.д.

Б. Риски несоответствия или несовместимости систем и сетей в ходе эксплуатации оборудования и операционные систем различных производителей

Финансовый

А. Расширение цифровых финансовых технологий создает риск утечки персональных данных, что приводит к финансовым потерям субъектов региона (предприятий, домашних хозяйств и т.д.)

Б. Снижение доверия к финансовой системе (в силу негативного опыта)

В. Росту закредитованности населения (в силу легкости получения финансовых услуг посредством цифровых технологий)

Г. Рост уязвимости предприятий и домашних хозяйств региона перед действиями третьих лиц

Рыночный

А. Повышение уровня риска утраты конкурентоспособности предприятий региона из-за слабой адаптации к цифровым технологиям

Б. Сокращение доли региональных товаропроизводителей на региональном и национальном рынках из-за низкого уровня цифровизации и информатизации компаний

В. Риск возникновения олигополий на рынке информации.

Социально-экономический

А. Сокращение рабочих мест на предприятиях регионов из-за процесса автоматизации или полное исчезновение профессий

Б. Увеличение уровня безработицы и снижение совокупных доходов населения, и как следствие снижение покупательной способности

В. Уменьшение количества малых и средних предприятий в силу проблем цифрового развития (экономических и институциональных) и снижения их конкурентоспособности в этой связи

Г. Существенные различия в готовности региональных инфраструктур к цифровизации

Источник: составлено авторами по [Институт риска, 2023; Министерство экономического развития РФ, 2023]

Указанные риски цифровой трансформации региональных хозяйственных систем, показывают, что на современном этапе их развития субъекты страны сталкиваются с многоаспектными рисками (технологический, кадрового обеспечения, институциональный, операционный, финансовый, рыночный, социально-экономический), которые могут существенно снижать эффективность их функционирования и нивелировать существующий потенциал. Однако, стоит отметить, что данные риски могут сказываться и положительно на отдельных субъектах, так как формируют конкурентные преимущества в случае их наступления в одних регионах, и результативности методов управления ими в других.

Таблица 6

Направления регулирования рисков цифровой трансформации хозяйственных систем

Table 6

Directions risk management of digital transformations of economic systems

Риски

Направления управления рисками

Технологический

А. Совершенствование собственной национальной технологической базы

Б. Сглаживание дифференциации региональной цифровой трансформации посредством реализации проектов Стратегии цифровой трансформации регионов с соответствующим приоритетом отраслей

Кадрового обеспечения

А. Повышение доступности и качества бесплатного образования в сфере IT-технологий

Б. Определение ключевых приоритетов спроса работодателей на специалистов в сфере IT и внедрение или доработка программ в соответствии с ними

Институциональный

А. Увеличение скорости цифровой трансформации органов власти за счет повышения эффективности использования финансовых ресурсов и увеличения их количества

Б. Повышение скорости адаптации современных нормативно-правовых актов к реалиям новых технологий и возможностям, которые они предоставляют

Операционный

А. Снижение вероятности утечки информации за счет реализации административных, организационных, технические и программных мер.

Б. Унификация систем и сетей в ходе эксплуатации оборудования и операционные систем различных производителей в рамках национального масштаба

Финансовый

А. Соответствуют пункту A. операционного риска  

Б. Повышение надежности сберегательно-инвестиционных институтов посредством страхования, применения современных средств защиты персональных данных, детального контроля со стороны государства и Центрального банка

В. Снижение закредитованности населения (усложнение получения финансовых услуг посредством цифровых технологий, в силу высоких рисков их невозврата)

Г. Повышение уровня систем защиты персональных данных населения (межсетевые экраны, различные системы разграничения доступа, криптографические и блокировочные средства)

Рыночный

А. Повышение уровня конкурентоспособности отечественных предприятий за счет внедрения современных цифровых технологий: современные технологии ERP и баз данных; расширенная аналитика; облачные сетевые технологии; решения в области искусственного интеллекта и машинного обучения; интернет вещей; робототехника и роботизированная автоматизация процессов и т.д.

Б. Повышения уровня цифровизации и информатизации региональных компаний за счет их поддержки со стороны региональных органов власти, торгов-промышленной палаты и т.д.

В. Детальная работа Федеральной антимонопольной службы в целях недопущения снижения концентрации рынка информационных услуг и продуктов; разработка программ поддержки для отечественных специалистов в области цифровых технологий

Социально-экономический

А. Повышения количества и расширение возможностей программ переподготовки кадров с целью возможности их последующего трудоустройства

Б. Связано с пунктом А, в силу сокращения нагрузки на бюджет по поддержки безработным и увеличение платежеспособности населения в случае их трудоустройства.

В. Реализация государственных и региональных мероприятий (экономических и институциональных) по повышению конкурентоспособности предприятий в рамках цифровой трансформации

Г. Реализация программ федерального и регионального уровней, направленных на адаптацию региональных хозяйственных систем к цифровой трансформации, посредством формирования или совершенствования соответствующей инфраструктуры

 

Источник: составлено авторами

Приведенные выше направления управления и минимизации вероятности наступления рисков цифровой трансформации хозяйственных систем, могут быть эффективно внедрены на практике лишь при создании диалога между бизнесом, общественными хозяйственными институтами и органами государственной власти в рамках регионального масштаба. Данное обстоятельство обуславливается тем, что именно в рамках развития мезоэкономических систем с учетом их специфических особенностей хозяйствования возможно достичь эффективных изменений в области их цифровизации и своевременной адаптации к новым реалиям.

 

Заключение

В результате исследования были выявлены и проанализированы риски цифровой трансформации хозяйственных систем мезоуровня (технологический, кадрового обеспечения, институциональный, операционный, финансовый, рыночный, социально-экономический). А также определены составляющие в рамках направления их разрешения. Реализация указанных направлений позволит оптимизировать функционирование хозяйственных механизмов систем всех уровней и повысить их конкурентоспособность как внутреннем, так и внешнем рынках

Список литературы

  1. Doherty P., Wilson J. (2018), Man + machine. New principles of work in the era of artificial intelligence. Headline Publishing Group, 324 p.
  2. Fornes G., Altamira M. (2023), Digitalization, Technology and Global Business. How Technology is Shaping Value Creation Across Borders. Palgrave Pivot, 136 p.
  3. Shiffer, E. (2017), Industry X.0: Realizing Digital Value in Industrial Sectors 1st Edition. Kogan Page; 1st edition, 192 p.
  4. Shwab, K. (2017), The Fourth Industrial Revolution. Penguin Books, 184 p.
  5. Shwab, K., Davis N., (2018), Shaping the Future of the Fourth Industrial Revolution: A guide to building a better world. Portfolio Penguin; 1st edition, 288 p.
  6. Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://fedstat.ru
  7. Институт риска. URL: https://ir.alfastrah.ru/posts/390
  8. Министерство экономического развития Российской Федерации. Нормативное регулирование цифровой среды. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/
  9. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts#
  10. Пономаренко Е.В., Шкваря Л.В., Рузина Е. И. (2019), Цифровые технологии в образовании, науке, территориальном развитии. Опыт Франции и России. ИД Научная библиотека, 200 с.

Благодарности

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZUU-2023-0002).