Введение
Цифровая трансформация экономики в России и ее регионах становится сегодняшней реальностью, происходит повсеместно и охватывает различные сферы жизни. Недостаточная информационная база данных, используемая для разработки управленческих решений, может привести к появлению и обработке несопоставимой информации.
Система управления любым процессом нуждается в информационной поддержке. Точность, доступность, оперативность, качество информационного обеспечения непосредственно влияют на эффективность управления.
Информационное обеспечение инновационного развития экономических систем регионального уровня позволяет создать массив информации для принятия решений, интерпретировать, верифицировать и реализовать необходимый сценарий развития с учетом особенностей системы.
Целью исследования является исследование организации информационного обеспечения, его места и роли для управления инновационным экономическим развитием в современных условиях. Реализация цели диктует решение комплекса задач, заключающихся в рассмотрении необходимости, подходов к разработке и использованию
функциональной схемы информационного обеспечения управления экономическим развитием региона
Применение методологических инструментов должно учитывать тот факт, что недостаточная информационная база данных может привести к появлению и обработке несопоставимой информации, ее детерминированному отображению и, как следствие, недостоверной оценке.
Основная часть
В сегодняшних условиях возрастает роль и необходимость принятия решений в области развития региона. Данная задача является слабо формализованной, так как требуется большой объем информации, нет единой математической постановки, обширное пространство поиска решений, сроки, ресурсы для поиска решения ограничены, кроме того, поиск решения сопряжен с качеством информационного обеспечения (неполнотой, неточностью, недетерминированностью, ненадежностью, неоднозначностью, неравномерностью распределения, возможным
оппортунистическим поведением участников). Слабая структурированность и многокритериальность задачи управления развитием региона обуславливает выбор методов, на основе которых будет достигнута максимальная эффективность принятия решений.
Информационное обеспечение предполагает организацию представления информации для принятия управленческих решений на основе информационных цифровых технологий с использованием технических средств. Информация как продукт и как ресурс является основой для оценки и управления инновационным экономическим развитием.
Взгляды исследователей на классификацию видов экономического развития в зависимости от аспектов рассмотрения сводятся к трем взаимосвязанным методам: количественному, структурному и качественному.
Ведущие экономисты склоняются к необходимости обеспечения, оценки и управления экономическим развитием на основании инновационных подходов, которые выражаются в выделении приоритетных направлений, ориентированных на:
– ограниченность экономических ресурсов и практическую неограниченность информационных ресурсов [Kharlamova
T. L., Kharlamov A. V., Antohina Y. A., 2020];
– накладываемые ограничения с учетом диапазона данных Росстата [Старикова М. С., Безуглый Э. А., Шахов В. В., 2018],
– рост инвестиций и развитие инфраструктуры функционирования как высокотехнологичных отраслей экономики [Селиверстов Ю. И., 2023], так и организаций малого бизнеса в различных сферах деятельности [Doroshenko Y. A., Troshin A. S., Chizhova E. N., Somina I. V., Pivko I. S.];
– приоритетность человеческого капитала для интенсификации интеллектуальной деятельности [Дорошенко Ю. А., Малыхина И. О., Сомина И. В., 2020] и организацию информационного обеспечения;
– совершенствование деятельности информационных служб [Захарова Е. В., Митякова О. И., 2018];
– сложность концепции инновационной системы [Maria E. Eggink, 2013];
– необходимость анализа и выбора подхода к оцениванию [Куприянов С. В., Стрябкова Е. А., Заркович А. В., 2014];
– выделение управления как важнейшей составляющей и движущей силы развития системы [Кочина С. К., Щетинина Е. Д., 2023].
Для управления инновационными процессами необходимо формирование информационной базы и механизма управления инновационными процессами на основе доступных статистических показателей по результатам наблюдений с применением методики экспертных оценок. Представим функциональную схему информационного обеспечения управления экономическим развитием региона (рис. 1).
Методы экспертного оценивания приобретают особую актуальность при поддержке принятия решений. Разработка подходов и средств автоматизации принятия решений в системе управления экономическим развитием региона становится насущной необходимостью.
Следует учитывать, что надежной базой анализа служит регулируемый и рационально организованный информационный поток, в основе которого лежат объективные данные, полученные на основе постоянного мониторинга [Slabinskaya I. A., Benderskaya O. B., 2019]. В рамках применяемого системного подхода к управлению и оценке развития региона используется параллельное управляющее воздействие на механизм принятия решений со стороны эксперта
(экспертной комиссии).
Рис. 1. Функциональная схема информационного обеспечения управления инновационным развитием региона
Источник: составлено авторами
Fig. 1. Functional scheme of information support for the management of innovative development of the region
Source: compiled by the authors
Объектом управления выступает процесс экономического развития региона, его непрерывность, устойчивость, прогрессивность, динамичность и эффективность. Механизм принятия решения, основанный на модели управления экономическим развитие
региона, инициирует воздействие на исполнительный механизм. Исполнительный механизм на основе анализа и оценки информации о ходе текущего развития разрабатывает сценарий управления (комплекс мер для обеспечения его развития).
Управление экономическим развитие региона строится на потоках информации. Для анализа (на вход в модуль анализа) поступает информация о цели развития региона (глобальной или локальной). Это может быть как достижение определенного уровня развития региона в целом, так и развития подсистем, например, информатизации (программа развития цифровой экономики).
Если цель не согласована с текущим направлением развития региона (цель отклоняется), то информация для принятия решения параллельно направляется эксперту. На основании информации о поставленной цели развития, сформированной в регионе модели управления развитием и информации, сформированной экспертом (комиссией), инициируется управляющий сигнал (информационное воздействие) на исполнительный механизм.
Исполнительный механизм на основе информации для принятия решения формирует управляющую информацию (разрабатывает сценарий управления экономическим развитием региона). За разработку сценария отвечает модуль информационного сценария развития, в который поступает информация о текущем состоянии развития региона. Естественно, что формирование сценария основывается на применении обширных баз знаний: об уровнях развития, факторах, воздействующих на развитие, индивидуальных особенностях регионов, принимаемых мерах для обеспечения развития и их эффективности.
Процесс формирования сценария можно автоматизировать, при условии регулирования и корректировке его со стороны эксперта. Однако стоит учитывать как инерционность самих процессов, так и изменений в их составе.
С учетом реализации сформированного сценария и воздействия на процесс экономического развития региона (объект) формируется информация
об уровне экономического развития региона (на выходе).
Посредством мониторинга экономического развития региона информация о сформированном сценарии, о ходе, характере и результатах его реализации в рамках обратной связи поступает для анализа и формирования новых управленческих решений (сценариев развития).
Модель оценки экономического развития региона позволяет описать зависимости между результатом развития и факторами, на него влияющими, сравнить регионы по своему уровню развития.
Механизм управления формирует модель управления, которая является расширением модели оценки, и дает возможность оценить причины, сформировавшие факторы, повлиявшие на развитие региона, проанализировать результирующее состояние экономического развития региона и оказанное на него воздействие.
Заключение
Особенности, динамика и характер экономического развития региона являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От происходящих процессов, структурных изменений, ресурсного и в первую очередь информационного обеспечения развития региональной экономики зависит эффективность текущего функционирования и перспективы будущих изменений.
Цифровизация объединяет и создает условия для расширения возможностей применения информационно- коммуникационных технологий для формирования информационного обеспечения и инфраструктуры управления инновационным развитием экономических систем различных уровней.
Исходя из анализа функциональной схемы информационного обеспечения управления экономическим развитием региона можно сделать выводы о необходимости разработки автоматизированных систем поддержки принятия решений в системе управления экономическим развитием региона, в частности, целесообразным представляется применение экспертной системы.
В области управлении экономическим развитием региона отсутствуют строгие зависимости в сфере прогнозирования. Строгая математическая модель управления развитием не может быть реализована из-за наличия параметров, оцениваемых наряду с количественными и качественными показателями. При этом имеется большое количество научных и методических подходов в области оценивания экономического развития и может быть осуществлен подбор экспертов в экспертную комиссию, способных формализовать научные подходы и методики.
Информационное обеспечения развития региона необходимо как в ходе оценивания, когда можно ориентироваться на экспертные данные, так и в ходе прогнозирования, когда необходимы наблюдения в динамике.
В случае использования экспертной комиссии нужно отслеживать, фиксировать за определенный временной интервал экспертные оценки и рекомендации, тем самым отмечая зависимости оценок (например, влияние факторов) от времени.
Список литературы