Введение
Экономический рост невозможен без знаний. Экономика, базирующаяся на знаниях, рассматривается как маяк надежды для большинства стран мира. Главной движущей силой благополучия и экономического роста в такой экономике является процесс преобразования знаний в интеллектуальный капитал. По этой причине мы наблюдаем сегодня усиление интереса к экономике знаний, информации и цифровым технологиям. Выступая перед участниками просветительского марафона
«Новое Знание» глава государства В.В. Путин указал, что «знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества – притягательной и доступной» [Cайт tass.ru …].
Дискуссии на полях экономических форумов и пленарных заседаниях научно- практических конференций, в компаниях и политических кругах создают впечатление, что экономические отношения, основанные на знаниях, – это недавний вызов, на который современные экономики должны реагировать со всеми вытекающими последствиями. Но это нет так концепция экономики знаний вписана в обширную традицию экономических и социальных теорий и уходит корнями в самые разные теории – от теории информации [Machlup, 1962] до теории постиндустриализма [Bell, 1973].
Нужно признать тот факт, что знания всё в большей степени, чем раньше, внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Изменяются требования к системам обучения. Всё больше и больше людей выполняют работу, связанную со знаниями. Кроме того, как утверждают некоторые исследователи мобильность знаний, сотрудников и компаний в условиях цифровой турбулентности ещё больше возрастёт в будущем. По этой причине в данной статье изложены результаты исследования сущности экономики, основанной на знаниях, выделены её характерные черты, обоснован выбор знаниеориентированного вектора в развитии российской экономики. При раскрытии теоретических аспектов рассматриваемой проблемы были использованы публикации отечественных экономистов, посвященные экономики знаний. Изложенные автором материалы подкреплены данными статистики.
Методы
В работе были использованы методы теоретического уровня: обобщение, абстрагирование, аналогия, анализ и синтез.
Результаты
Применяемые методы теоретического уровня позволили интерпретировать понятие терминов «экономика, основанная на знаниях», «экономика знаний», «работа, основанная на знаниях», рассмотреть характерные черты экономики знаний, обосновать выбор знаниеориентированного вектора в развитии российской экономики. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы при разработке учебно-методических комплексов по экономическим дисциплинам.
Обсуждение
В связи с увеличением скорости движения и объёмов материальных ценностей, технологий и капиталов через государственные границы получило ускорение распространение информации, данных и знаний. Тем самым общество оказалось на высшем этапе развития постиндустриальной экономики, где характерной особенностью является
производство теоретических знаний. О смещении фокуса с продукта на знания и услуги при новом типе экономических отношений высказывается и бизнес- эксперты Е. Шульгина, Е. Сосновцева [Шульгина Е., Сосновцева Е., 2014].
В законодательной базе и деловой речи, характеризующих современные экономические отношения, применяются различные термины, такие как «экономика, основанная на знаниях», «экономика знаний», «общество знаний», «работа, основанная на знаниях» (табл. 1).
Таблица 1
Нормативные акты, содержащие термины «экономика, основанная на знаниях», «экономика знаний» (фрагмент)
Table 1
Regulatory acts containing the terms “knowledge-based economy”, “knowledge economy” (excerpt)
Для большинства граждан эти понятия ничего не значат, другими достаточно сложно воспринимаются. Мало того, нет единого мнения в отношении этой терминологии и в профессиональном сообществе. Ученый И.Е. Говядкин экономику, основанную на знаниях, отождествляет с инновационной экономикой [Говядкин И. Е., 2012]. Но с этим мнением вряд ли можно согласиться. Инновационная экономика – это экономика, базирующаяся на инновациях, инновационных продуктах, которые
«рождаются» в ходе применения новых знаний на практике.
Термин «экономика, основанная на знаниях» отражает качественное различие в организации и ведении современной экономической жизни. Поскольку факторы, определяющие успех предприятий и национальной экономики в целом, все больше зависят от их эффективности в генерировании и использовании знаний. Одним словом, знания вносят вклад в экономику, поддерживая повышение производительности, формирование и рост новых отраслей, а также организационные изменения, необходимые для эффективного использования новых знаний.
Высокоуровневое описание содержания понятия возможно через ключевые слова. В данном словосочетании это слово «знания». Экономисты, финансовые аналитики, менеджеры, как правило, не делают различий между информацией и знанием. Вместе с тем, это ни одно и то же. Обладать информацией – значит обладать знаниями, а тот, кто
обладает знаниями, сможет выразить их в виде передаваемой информации, которая, будучи полученной другой стороной, воспроизведёт исходное знание.
Многие авторы вместо термина «экономика, основанная на знаниях» используют термин «экономика знаний». Например, О.С. Храмова под этой дефиницией понимает экономику, где главными факторами развития являются знания и человеческий капитал [Храмова О. С., 2018]. Е.А. Бородавко заключает, что экономика знаний – это сложная, динамичная и адаптивная система, которая опирается на современные факторы производства (человеческий капитал, технический прогресс, предпринимательство), характеризуется быстрым научно- техническим и социальным развитием, процессами глобализации и интернационализации капитала [Бородавко Е. А., 2020].
Кроме того, ведутся дискуссии и споры о том, стоит ли экономику, базирующуюся на знаниях считать чем-то новым. Например, если определить эту экономику как форму производства, которая зависит от специфических знаний работников, то средневековую сельскохозяйственную экономику или мейсенские фарфоровые мануфактуры XVIII века следовало бы рассматривать как предприятия, основанные на знаниях. В этом случае экономика, основанная на
знаниях, не будет новым явлением. Поскольку развитие промышленности всегда базировалось на чём-то новом. Например, открытие механической целлюлозы в 1840 году послужило основой для производства бумаги, что в дальнейшем способствовало выпуску газет как средства массовой информации. Открытия в области практического применения электричества позволили разработать метод гальванопластики, который впоследствии использовался при создании скульптур, медных барельефов. Появление автомобилей, даже так называемая индустриализация сельского хозяйства – это процессы, которые начались не позднее 1870-х гг. и продолжаются сегодня. Перечисленные процессы были основаны на знаниях, и они доказывают, что уже в конце XIX века симбиоз науки и бизнеса привел к фундаментальным экономическим модификациям. Таким образом, индустриальное общество и наукоемкое производство были одновременными явлениями и ни в коем случае не противоречили друг другу.
Другой термин, который связан с постиндустриальной экономикой и требует интерпретации – это «работа, основанная на знаниях». Один из подходов к определению этой дефиниции, заключается в проведении различия между деятельностью, производящей знания, и деятельностью, не производящей знания. К первой относится, прежде всего, сфера исследований и разработок, где создаются новые предпринимательские продукты и инновации.
Таким образом, работа, связанная со знаниями, может быть организована совершенно по-разному, и она также играет важную роль в промышленном контексте. Поэтому определение, которое охватывает только исследовательские отделы и институты, как это происходит, например, в инновационных исследованиях, является недостаточным.
Другой подход связан с гипотезой сервисного общества. В 1949 году французский социолог Жан Фурастье [Какое будущее ожидает человечество …, 1964] построил исторически линейную картину экономического развития, в которой сфера услуг все больше опережает сельскохозяйственный и промышленный секторы. Это было основано на предположении, что услуги – это нематериальные продукты, которые создаются в основном с использованием знаний и навыков. Одной из причин того, что услуги стали ассоциироваться с работой, основанной на знаниях, явился тот факт, что материальным затратам стала отводиться меньшая роль по сравнению с промышленной продукцией.
Растущие наукоемкость и цифровизация, несомненно, открывают новые возможности для мобильности компании. Вместе с тем, многочисленные подходы устанавливают пределы мобильности знаний, которые ограничивают мобильность работников сферы знаний и самих компаний. Речь идет о таких видах деятельности, которые основаны на знаниях, но приобрести их можно только на практике. Ярким примером является игра на музыкальных инструментах. Знания, необходимые для этого, могут быть переданы только при личном контакте и вряд ли их можно получить через такие средства коммуникации, как Интернет и телефон.
Экономика, основанная на знаниях, имеет свои характерные черты. Обзор специальной литературы показал, что и по этому вопросу у отечественных экономистов нет единого подхода (табл. 2).
Таблица 2
Характерные черты, присущие экономике, основанной на знаниях
Table 2
Characteristics of a knowledge-based economy
Как видно из таблицы 2, большинство экономистов в качестве основных характерных особенностей новой модели экономических отношений отмечают знания, человеческий капитал и повышение роли сферы услуг.
Важно отметить, что российская экономика из сырьевой, какой она была не так давно, постепенно
превращается в экономику знаний. Как было сказано ранее, характерной чертой такой экономики является усиление роли интеллектуальных услуг, в том числе связанных с выполнением научных исследований и разработок. На рисунке 1 графически представлена динамика в развитии организаций, выполняющих НИОКР [Сайт Росстата …] (рисунок).
Рис. Число учреждений и организаций, выполняющих НИОКР в России
Fig. Number of institutions and organizations performing R&D in Russia
Как видим, за последние пять лет на 6,2% возросло число организаций, которые выполняют научные исследования и разработки в России, т.е. генерируют новые знания.
Одним из показателей, оценивающим интеллектуальный капитал, а именно совокупность знаний, навыков и опыта людей, являются патенты [Сайт Росстата …] (табл. 3).
Таблица 3
Информация о поданных патентных заявках и выданных патентах в России
Table 3
Information on filed patent applications and issued patents in Russia
Данные статистики свидетельствуют, что в целом по России в 2021 году по сравнению с предыдущим годом снизилось количество поданных патентных заявок на изобретения на 17,64%, на полезную модель на 0,16%. Наблюдается и сокращение выданных патентов на изобретения на 12,62%, а на полезную модель, наоборот наблюдается рост на 3,55%. Примерно такая же ситуация наблюдается и в Центральном федеральном округе (ЦФО). Лидерами по научным разработкам, количеству поданных по ним патентных заявок и полученных патентов в ЦФО являются город Москва и Московская область, затем следует Воронежская область.
О том, что в России выбран знаниеориентированный вектор развития экономики свидетельствует принятие ряда программных документов (Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 год и др.). К наукоемким отнесены столпы экономики, оказывающие услуги. Именно образование, здравоохранение, научные исследования и разработки в России определены как значимые факторы, оказывающие влияние на формирование новой экономики, основанной на знаниях.
Заключение
В заключение можно сказать, что переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, выражается в двух фундаментальных тенденциях. С одной стороны, происходит автоматизация, цифровизация традиционных промышленных процессов и их перенос на территории стран с низкой оплатой труда. С другой стороны, повышается роль сферы услуг, и как следствие, растёт доля добавленной стоимости, создаваемой за счет интеллектуального труда. Экономику знаний возглавили компании, ориентированные на научные исследования, которые следовали за наукой, чтобы создавать инновации и добиваться производительности за счет НИОКР. Саму экономику знаний можно идентифицировать как процесс активного преобразования людьми ресурсов в продукт и (или) услуги, базирующиеся на наукоемких видах деятельности, которые приводят к устойчивому развитию и ускорению темпов научно-технического прогресса.
Список литературы