16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2025-11-1-0-4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО ЗЕРНОВОГО РЫНКА

Aннотация

Статья описывает одну из актуальных тем государственного регулирования пространственного развития рынка зерна. Развитие зернового комплекса является основой для дальнейшего совершенствования агропромышленного комплекса страны и формирует благоприятные условия для устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Наилучшее использование территориальной протяженности страны и природно-климатических условий для производства зерновой продукции является конкурентным преимуществом и важным фактором пространственного развития деятельности рыночных субъектов, взаимодействие которых локализовано на определенной территории. Производство зерна в Российской Федерации подвержено существенному влиянию природно-климатических условий, что периодически приводит к снижению валового сбора зерна. Также предлагается дальнейшее повышение эффективности механизмов государственного регулирования локального зернового рынка, а именно: установление льготных тарифов на перевозки зерна железнодорожным транспортом, осуществление мер государственной поддержки в виде возмещения части затрат на транспортировку, таможенно-тарифное регулирование, позволяющее оперативно сглаживать внешние и внутренние дисбалансы потребления и производства, осуществление мер государственного регулирования внутреннего рынка. Совершенствование механизма государственного регулирования пространственного развития зернового рынка предполагается осуществлять по следующим направлениям: повышение оперативности регулирования зернового рынка, в том числе на региональном уровне; возможное использование уровней минимальных гарантированных цен на основные зерновые культуры; снижение волатильности внутреннего рынка за счет регулирования объемов запасов зерна, доступных для внутреннего использования; расширение возможностей поставок на экспорт излишков зерна, не востребованных на внутреннем рынке; обновление зерна федерального интервенционного фонда; составление «зерновых карт» с целью построения высокотехнологичных зон; развитие экспорта. Пространственная организация зернового производства будет способствовать повышению емкости зернового рынка, в то время как развитие современной инфраструктуры и совершенствование межрегиональных связей и государственного регулирования увеличат связанность территорий, физическую доступность зерновой продукции и сведут к минимуму пространственную дифференциацию обеспечения регионов, а также позволят расширить географическую составляющую вывоза.


Введение

Зерновой кластер претерпел масштабные изменения по сравнению с другими составляющими сельского хозяйства, в результате чего были территориально увеличены пределы зернового рынка, положительно влияя на внешние потребности мирового спроса на зерно. Российская Федерация составляет круг значительных экспортеров зерна. Наименее затратной в настоящее время является целесообразная пространственная организация сельского хозяйства и его «фундаментальной» зерновой отрасли в стране, и сразу быстрым и доступным фактором увеличения производства конкурентоспособного зерна и продуктов его переработки. Улучшение пространственного развития зернового производства, в том числе государственного регулирования, во многом способно обеспечить действенное и стабильное его ведение в российских регионах и стране в целом.

 

Основная часть

Целью исследования является совершенствование государственного регулирования пространственного развития локального зернового рынка.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических и управленческих отношений между субъектами рынка.

Научная новизна состоит в дополнении теоретико-методологической базы и уточнении нормативно-правовых положений исследования государственного регулирования пространственного развития локальных зерновых рынков.

 

Материалы и методы

С целью исследования государственного регулирования пространственного развития локального зернового рынка применялись нормативно-правовые документы и государственные программы. В рамках данной статьи были использованы следующие методы: индукции, сравнительного анализа, синтеза, аналогии, обобщения. Также материалами для написания данной работы послужили научные труды и исследования таких ученых-экономистов как: А.И. Алтухов [Алтухов А.И., 2021], И.Г. Ушачев [Алтухов А.И., Папцов А.Г., Ушачев И.Г., 2023], И.Ф. Хицков [Хицков И.Ф., Чарыкова О.Г., Зайцева Е.А., Попова Е.А., 2024], Е.И. Семенова, О.Г. Чарыкова [Хицков И.Ф., Чарыкова О.Г., Зайцева Е.А., Попова Е.А., 2024], Е.В. Закшевская [Закшевская Е.В., Куксин С.В., 2021] и др.

 

Результаты и обсуждение

Стратегическая важность развития зернового производства и рынка зерна обуславливает необходимость постоянного целенаправленного государственного воздействия с помощью системы экономических и административных инструментов. В условиях глобальных изменений климата, экономических санкций и ограничений экспорта зерна актуализируются задачи государственного регулирования пространственного развития зернового рынка.

Как показывает практика, основные направления государственного регулирования пространственного развития локального зернового рынка формируются с учетом существующих инструментов государственной поддержки сельского хозяйства (рис. 1).

 

 

В настоящее время ключевые элементы государственного регулирования развития сельского хозяйства в целом и зернового производства в частности представлены Долгосрочной Стратегией развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года [Долгосрочная стратегия развития …]; Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Государственная программа развития сельского …]; Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [Доктрина продовольственной безопасности …]; Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 г. [Стратегия пространственного развития …]; Федеральным проектом «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [Федеральный проект «Экспорт …] и региональными нормативно-правовыми актами и программами развития зернового рынка.

Несмотря на постоянное системное совершенствование нормативно-правовой базы, оказывающее позитивное воздействие на зерновое производство, позволяя достигать значительных результатов, все же механизмы регулирования порой имеют недостаточно прозрачный и понятный для товаропроизводителей характер, а реализация мер зачастую носит несвоевременный характер.

В этой связи предлагается дальнейшее повышение эффективности механизмов государственного регулирования зернового комплекса, а также реализация следующих мер, обеспечивающих пространственное развитие локального зернового рынка:

- установление льготных тарифов на перевозки зерна железнодорожным транспортом (с возмещением потерь в доходах ОАО «РЖД» за счет предусмотренных бюджетных ассигнований) из регионов с высоким уровнем профицита зерна для выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет устранения возможного установления цены ниже уровня рентабельности. Применение данной меры сопровождается установлением уровня минимальных закупочных цен на перевозимые виды зерновых культур в рамках льготного тарифа (связывает территориальное пространство локальных зон производства и потребления);

- осуществление мер государственной поддержки в виде возмещения части затрат на транспортировку зерна и продуктов его переработки до точек консолидации в направлении отдаленных регионов с высоким спросом на такую продукцию, а также распространение данной меры на водные виды транспорта (обеспечивает доставку в отдаленные территории с высоким спросом, т.е. пространственно приближает товарное предложение к местам потребления);

- таможенно-тарифное регулирование, позволяющее оперативно сглаживать внешние и внутренние дисбалансы потребления и производства. Меры по ограничению экспорта зерновых культур и продуктов их переработки, в том числе с использованием механизма экспортной пошлины, применяются исключительно при возникновении угрозы продовольственной безопасности Российской Федерации исходя из критериев, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (экспорт рассматривается как расширение пространственных границ зернового рынка);

- осуществление мер государственного регулирования внутреннего рынка в целях снижения его волатильности и обеспечения баланса интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков зерна, в том числе за счет проведения государственных закупочных и товарных интервенций и иных мер государственного регулирования. В рамках этого направления планируется обеспечить поддержание целевого объема резервов и запасов на уровне 2-2,5% объема внутреннего потребления в натуральном выражении (обеспечивает достаточное регулирующее воздействие на конъюнктуру внутреннего рынка).

Важным инструментом сбалансирования спроса и предложения является государственное регулирование цен, стратегическими мерами которого являются:

- проведение государственных товарных и закупочных интервенций на зерновом рынке;

- таможенно-тарифное (установление пошлин на ввоз-вывоз зерна, льготные тарифы на перевозку) и нетарифное (ограничения, запрет на ввоз-вывоз некоторых видов зерна) регулирование.

Закупочные и товарные интервенции – важнейший элемент современной системы регулирования зернового рынка в России, нацеленный на снижение волатильности цен. Однако потенциал этого инструмента недостаточно полно реализован, но в перспективе, при целенаправленной работе над устранением текущих недостатков он может стать эффективным дополнением к ограничениям экспорта зерна.

Интервенции способны балансировать внутренний рынок в случае неурожая или избыточного урожая, тогда как меры внешнеторгового регулирования (экспортные пошлины, квоты) следует рассматривать, прежде всего, в качестве механизма минимизации рисков чрезмерного вывоза зерна в ситуации его стабильного внутреннего производства и благоприятной экспортной конъюнктуры (высоких мировых цен на зерно и/или ослабления рубля).

Необходимость более тесного сопряжения с внешнеэкономической деятельностью, с демпферным механизмом и ценовой синхронизацией через индекс экспортного паритета (нетбэк) является инструментом совершенствования товарно-закупочных интервенций (рис. 2).

 

 

Дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования пространственного развития зернового рынка предполагается осуществлять по следующим направлениям:

1. Повышение оперативности регулирования зернового рынка, в том числе на региональном уровне;

2. Возможное использование уровней минимальных гарантированных цен на основные зерновые культуры;

3. Снижение волатильности внутреннего рынка за счет регулирования объемов запасов зерна, доступных для внутреннего использования;

4. Расширение возможностей поставок на экспорт излишков зерна, не востребованных на внутреннем рынке;

5. Обновление зерна федерального интервенционного фонда;

6. Составление «зерновых карт» с целью построения высокотехнологичных зон;

7. Развитие экспорта (рис. 3).

 

Крупнейшими экспортеры зерна на мировом рынке представлены такими странами как, Россия, ЕС, США, Австралия, Украина и др. [6]. В структуре производства и экспорта на мировом рынке зерновых отдается преимущество пшенице, доля которой составляет более 70 % на протяжении последних 20-ти лет. Реализация зерновых культур на внешних рынках – это источник валютных платежей, роль которых будет возрастать, и одновременно объемы валютной выручки от продажи ресурсов (газ, нефть) будут снижаться [Ковалева Е.И.,
Титова А.А., 2023].

Также стоит отметить, что помимо внешних политико-экономических проблем на тенденции производства и экспорта зерна оказывают влияние и проблемы внутри страны. К основопричинам, тормозящих развитие российского экспорта зерна, являются «неподъемные» инфраструктурные и логистические издержки, неразвитость биржевой торговли зерном внутри страны, недостаточность инноваций и инвестиций для наращивания производства зерна, а также низкий уровень государственной поддержки.

 

Заключение

Совершенствование механизма государственного регулирования пространственного развития зернового рынка и интеграция его локальных сегментов предопределяет постоянное обновление нормативно-правовой базы, релевантной поставленным целям, адекватной меняющейся конъюнктуре. Своевременный мониторинг, коррекция мер достижения целевых параметров способны повысить эффективность государственного регулирования как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе. Реализация предложенных ключевых направлений и механизмов пространственного развития локальных зерновых рынков будет способствовать формированию развитого национального зернового рынка страны на основе интеграции локальных его сегментов, адекватного современным условиям, независимого от политико-экономических санкций недружественных стран. Для этого необходима эффективная зерновая политика, построенная на взаимовыгодном сотрудничестве государства с бизнес-сообществом, отраслевыми и профессиональными союзами, способствующая повышению продовольственной безопасности и улучшению качества жизни населения.

Список литературы

1. Алтухов, А. И. Развитию российского экспорта зерна необходима экспортная политика / А. И. Алтухов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 5(74). – С. 29-40. – DOI 10.33938/215-29.

2. Гамбарова, Р. М. Роль зерноводства в обеспечении продовольственной безопасности / Р. М. Гамбарова // Аграрная наука. – 2020. – № 2. – С. 75-79. – DOI 10.32634/0869-8155-2020-335-2-75-79.

3. Зюкин, Д. А. Модель экономического и государственного регулирования развития инфраструктуры зернового рынка / Д. А. Зюкин // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2020. – № 1. – С. 47-50. – DOI 10.24411/2587-6740-2020-11010.

4. Ермаков, С. А. Роль информационного обеспечения как современного фактора интенсификации сельского хозяйства США / С. А. Ермаков // Научный результат. Экономические исследования. – 2024. – Т. 10, № 4. – С. 23-31. – DOI 10.18413/2409-1634-2024-10-4-0-2.

5. Хицков И.Ф. Мировой рынок зерна / И.Ф. Хицков, О.Г. Чарыкова, Е.А. Зайцева, Е.А. Попова // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. № 6 (106). - С. 1020-1028. - DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-6-1020-1028

6. Закшевская, Е. В. Тенденции и прогнозные параметры развития производства, потребления и экспорта зерна в России / Е. В. Закшевская, С. В. Куксин // Научное обозрение: теория и практика. – 2021. – Т. 11, № 8(88). – С. 2314-2326. – DOI 10.35679/2226-0226-2021-11-8-2314-2326.

7. Ковалева, Е. И. Зарубежная и российская практика реализации инвестиционных проектов / Е. И. Ковалева, А. А. Титова // Научный результат. Экономические исследования. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 15-30. – DOI 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-2.

8. Шалаева, Л. В. Мировой и российский рынок зерна: оценка тенденций и перспектив / Л. В. Шалаева // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Т. 10, № 2. – С. 287-302. – DOI 10.18334/ppib.10.2.117014.

9. Бесшапошный, М. Н. Перспективы производства и экспорта зерна в условиях трансформации аграрного производства / М. Н. Бесшапошный, Е. В. Ковалева, Е. В. Энкина // Экономика сельского хозяйства России. – 2022. – № 9. – С. 86-91. – DOI 10.32651/229-86.

10. Авдеева, И. Л. Управление экономическими системами: проблемы, тенденции и перспективы / И. Л. Авдеева // Научный результат. Экономические исследования. – 2016. – Т. 2, № 4. – С. 8-14. – DOI 10.18413/2409-1634-2016-2-4-8-14.

11. Стратегические направления экспортной политики в аграрной сфере экономики России / А. И. Алтухов,
А. Г. Папцов, И. Г. Ушачев [и др.]. – Москва : Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, 2023. – 254 с.

12. Егоян, А. В. Теоретические основы рынка зерна в России / А. В. Егоян,
В. Г. Кудряков // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики : Материалы XIX международной научно-практической конференции, Краснодар, 29 октября 2022 года. – Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2022. – С. 113-118.

13. Чижова, Е. Н. Информационное обеспечение инновационного экономического развития региона / Е. Н. Чижова, Н. А. Демура // Научный результат. Экономические исследования. – 2024. – Т. 10, № 4. – С. 94-101. – DOI 10.18413/2409-1634-2024-10-4-0-8.

14. Репникова, В. И. Государственные экономические методы регулирования зернового рынка / В. И. Репникова // Современные тенденции развития аграрной науки : Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции, Брянск, 07–08 декабря 2023 года. – Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2023. – С. 576-583.

15. Юдина, Н. В. Управление будущим на основе стратегии опережающего развития / Н. В. Юдина // Научный результат. Серия: Экономические исследования. – 2016. – Т. 2, № 2. – С. 29-36. – DOI 10.18413/2409-1634-2016-2-2-29-36.

16. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2025 года и на перспективу до 2035 года. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/04c/04c91c2c72fbd773540ec908f9410edd.pdf.

17. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. URL: http://government.ru/rugovclassifier/815/events/

18. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf?ysclid=m3han8j1eh323638014

19. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/?ysclid=m3haotewgo207981958

20. Федеральный проект «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт», URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/23c/23c8c4aaa9ff1399b56ad23542853b78.pdf?ysclid=m3hapishhh674600394