16+
DOI: 10.18413/2409-1634- 2025-11-2-1-1

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Aннотация

В представленной статье содержаться результаты исследования, посвященные сравнительному анализу возможных направлений развития системы регулирования некредитных финансовых организаций в России и Белоруссии. Актуальность работы определяется необходимостью интеграции финансовых рынков России и Белоруссии на основе существования общности факторов исторического развития, степени интеграционного взаимодействия стран, а также наличии единых подходов к финансовому регулированию. Основная задача статьи заключается  в поиске мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования финансовых посредников рассматриваемых стран. В качестве объекта выбрана система некредитных финансовых организаций как основных участников финансовых рынков данных стран. Исследование поводилось на базе институционального сравнения существующей системы регулирования некредитных финансовых посредников в России и Белоруссии. Показаны сходства и различия как в работе отдельных некредитных финансовых организаций, так и финансовых рынков в целом. На основании проведенного анализа предложены основные направления развития системы регулирования некредитных финансовых организаций в России и Белоруссии, включающие мероприятия в области пруденциальной и макропруденциальной политики, определения соотношения функций  мегарегулятора и саморегулируемых организаций   области финансового рынка, введение системы обязательных нормативов для некредитных финансовых организаций с учётом функциональных особенностей их деятельности.


Введение

Финансовый рынок выступает значимым звеном экономической системы любой страны. На особенности функционирования национального финансового рынка оказывает влияние множество факторов, наиболее ключевым среди которых выступает его институциональный состав [Бгатова Н.А., Биткина И.К., 2022; Сорокина Е.В., Биткина И.К., 2022]. Традиционно структура участников финансового рынка связана с теориями финансового посредничества, которые, в зависимости от функционального содержания, выделяют различные типы участников [Канаев А.В., 2006; Мусина А.А., 2012]. Наличие финансовых посредников способствует реализации базовых функций финансового рынка - таких как обеспечение справедливого ценообразования на финансовые активы, достижение целевого уровня ликвидности, способствующего быстрому и эффективному совершению сделок, повышению трансформации проводимых финансовых операций [Федоткина О.П., 2012; Федоткина О.П., 2011], что приводит к сокращению финансовых рисков для участников данной сделки. На практике данный состав находит отражение в составе субъектов, получивших название некредитных финансовых организаций.

Система некредитного финансового посредничества в каждой стране складывается исторически. Поскольку в ходе своего функционирования страны проходят через различные экономические стадии, институты финансового посредничества также испытывают на себе направления данного влияния. Примером значимого этапа в государственном развитии является этап интеграции. Это определяет необходимость эволюции регулирования деятельности системы некредитных финансовых посредников для стран, находящихся на стадии экономического сближения.

Примером государств, находящихся в тесных экономических связях, являются Россия и Белоруссия. На наш взгляд, существенным фактором во взаимодействии национальных финансовых рынков является общность факторов исторического развития, степень интеграционного взаимодействия стран, а также наличие единых подходов к финансовому регулированию. Исходя из вышеизложенного, объектом нашего рассмотрения будут выступать банковские системы России и Белоруссии.

На основании вышеизложенного, цель настоящего исследования состоит в выявлении и обосновании направлений развития системы регулирования некредитных финансовых посредников в России и Белоруссии. В качестве методологии исследования использовался метод сравнительного анализа институционально-функционального состава системы некредитного финансового посредничества в России и Белоруссии.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «некредитная финансовая организация» в Российской Федерации начинают применяться с 1 сентября 2013 года. При этом, на настоящий момент времени, нормативное определение данного термина в российском финансовом законодательстве отсутствует. Для отнесения субъекта финансового рынка к категории некредитных финансовых организаций следует исходить из перечня финансовых посредников, представленных в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации». По состоянию на 17.12.2024 указанный перечень включает в себя 18 видов деятельности, относящихся к функции некредитных финансовых организаций. Несмотря на многообразие данных участников, они могут быть сгруппированы по характеру совершаемых операций. В частности, можно выделить участников инвестиционной направленности (управляющие компании, инвестиционные платформы), субъектов рынка ценных бумаг (профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли), контрактно-страховые институты (субъекты страхового дела, негосударственные пенсионные фонды), институты микрофинансирования (микрофинансовые организации, операторы финансовых платформ, кредитные и селькохозяйственные кооперативы).

Белорусская практика регулирования деятельности некредитных финансовых посредников направлена на выделение некредитных финансовых организаций различного тип, определение перечня разрешенных и запрещенных видов финансовых операций, а также категорий клиентов, с которыми различные типы финансовых посредников имеют право взаимодействовать. Таким образом, имеется определенный потенциал, связанный с уточнением отдельных параметров пруденциального и макропруденциального регулирования для белорусских некредитных финансовых посредников.

Система некредитных финансовых организаций в Белоруссии включает в себя такие виды организаций, как лизинговые организации, организации микрофинансирования, субъекты внебиржевого рынка форекс, форфейтинговые организации, рейтинговые агентства, а также сервисы он-лайн займствования. Таким образом, по сравнению с перечнем действующих российских некредитых финансовых организаций, он является более ограниченным, но в тоже время функциональные направления деятельности финансовых посредников также в нем отражены достаточно полно (Табл. 1):

Таблица 1

Сравнение функционального назначения некредитных финансовых организаций в России и Белоруссии

Table 1

Comparison of the functional purpose of non-credit financial institutions in Russia and Belarus

Тип финансового посредника

Некредитные финансовые организации России

Некредитные финансовые организации Белоруссии

Депозитно-кредитные участники

Микрофинансовые организации

Ломбарды

Сервисы он-лайн займствования

Организации микрофинансирования

Контрактно-сберегательные участники

Субъекты страхового дела

Негосударственные пенсионные фонды

Кредитные, жилищные накопительные и селькохозяйственные кооперативы

Операторы цифровых платформ

Лизинговые организации

Форфейтинговые организации

Инвестиционные участники

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Управляющие компании

Депозитарии

Репозитарии

Инвестиционные фонды

Клиринговые организации

Центральный контрагент

Деятельность организатора торговли

Субъекты внебиржевого рынка форекс

Источник: составлено автором по финансовому законодательству России и Белоруссии

 

К особенностям российского финансового рынка относится осуществление депозитно-кредитной функции преимущественно банковским сектором. Это находит отражение и в перечне целей Банка России, в которых происходит разделение функционального назначения при регулировании банковского сектора и иных участников финансового рынка [Распоряжение Правительства РФ ... ; Федеральный закон «О Центральном банке …]. При этом если в России доминируют участники контрактно-сберегательного и инвестиционного типов, в Белоруссии они представлены в меньшем объеме. Ряд видов деятельности на рынке финансового посредничества в Белоруссии не имеет аналогов – в частности, это относится к клиринговым организациям, депозитариям, репозитариям, и организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Деятельность в области профессиональных участников на рынке ценных бумаг представлена в виде форекс-дилеров. Вместе тем на российском финансовом рынке не представлены финансовые посредники, специализирующиеся на совершении лизинговых сделок, а также форфейтинговых операций.

Первым контрактно-сберегательным участником в Белоруссии являются лизинговые организации. Под лизинговой деятельностью понимается «предпринимательская деятельность по приобретению лизингодателем в собственность имущества в целях его последующего предоставления за плату во временное владение и пользование юридическому или физическому лицу» [Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014  …]. На данный момент в республике Беларусь зарегистрировано 97 лизинговых организаций, созданных в форме общество с ограниченной ответственностью, обществ   с дополнительной ответственностью, совместных обществ с ограниченной ответственностью, закрытых акционерных обществ, частных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ. Прослеживается четкая специализация лизинговых организаций на осуществления сделок в определенной отрасли экономики и ориентация лизинговых организаций на достижение цели коммерческой направленности.

Лизинговая деятельность не подлежит лицензированию: для начала осуществления деятельности лизинговой организации необходимо подать заявку на включение в реестр. При этом допускается, чтобы лизинговая деятельность была неосновным видом деятельности для юридического лица [Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014  …]. Это предусматривает возможность осуществления лизинговой организацией иных видов финансовых операций – при этом возможные ограничения на осуществление данных видов операций не оговорены. Также сохраняется возможность для совершения подобных видов операций для белорусских банков и небанковских кредитных организаций.  Данная особенность может приводить к определенным сложностям в реализации регулятивной функции со стороны Национального Банка Республики Беларусь. При этом в качестве норматива регулирования устанавливается предельная величина как суммы финансовой аренды (лизинга), так и количества заключенных сделок.

В качестве пруденциального инструмента регулирования лизинговой деятельности также предусматривается минимальная величина уставного капитала, равного 125 тыс. белорусских рублей [Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014  …].

Отметим, что российское кредитное законодательство не содержит прямого указания на возможность совершения лизинговых операций как со стороны банков, так и со стороны некредитных финансовых организаций. Схожу функцию, связанную с финансированием отдельных отраслей экономики, в России выполняют кооперативы, однако по своему функциональному назначению они в большей степени относятся к депозитно-кредитным финансовым посредникам.

Следующим видом контрактно-сберегательных некредитных финансовых организаций в Республике Беларусь являются форфейтинговые организации. Они оказывают услуги в области учёта и переучета векселей. Основным участником рынка, с которым взаимодействуют форфейтинговые организации в Белоруссии, являются коммерческие банки. На данный момент в реестре форфейтинговых организаций в Белоруссии значится одна компания, созданная в форме закрытого акционерного общества. Обращаем внимание на то, что полностью аналогичной организации в России по данному функциональному назначению нет. Чаще всего финансовые услуги в области форфейтинга в России оказывают коммерческие банки.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития  форфейтинговых услуг в обоих странах, поскольку данный тип финансовых операций пока представлен в недостаточной степени.

Примером некредитных финансовых организаций депозитно-кредитного типа в Белоруссии является микрофинансовая деятельность. В России есть аналог некредитных финансовых организаций указанного вида. Перечень видов организаций, имеющих право оказывать микрофинансовые услуги, в Белоруссии достаточно многообразный и включает в себя потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, микрофинансовые организации, ломбарды. В России указанные виды деятельности разделены, и такие организации, как микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, ломбарды выступают самостоятельной формой финансового посредничества.

Регулирование деятельности микрофинансовых организаций в республике Беларусь осуществляется с 2020 года, с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 ”О предоставлении и привлечении займов“ [Указ  Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 …]. В России специализированный нормативный документ, направленный на регулирования микрофинансовой деятельности, принят на 10 лет раньше - Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 02.07.2010 N 151-ФЗ [Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности … ].

При этом рынок микрофинансовых услуг в России имеет большое значение. «За 2024 год микрозаймов было выдано на 1,5 трлн, что на 51% больше, чем за 2023-й. А объем портфеля МФО прирос до 623 млрд рублей, или на 41%» [Арзуманов И., 2025]. Большая часть при этом приходится на потребительские займы (прирост за год почти 55 %). По рынку микрокредитования бизнеса прирост также существенный (23 % за год) [Арзуманов И., 2025].

Различается данный сегмент и по количеству зарегистрированных организаций данного типа. В Белоруссии в действующем реестре содержится 80 наименований, включая 14 ломбардов, один потребительский кооператив финансовой взаимопомощи, 65 микрофинансовых организаций. В России численность микрофинансовых организаций оставляет почти 1.000 единиц, при этом за последние 10 лет почти 9.000 микрофинансовых организаций были исключены из реестра по причине несоблюдения требований финансового законодательства. На данный момент микрофинансовые организации в России разделены на микрокредитные и микрофинансовые компании. В Белоруссии предусмотрена четкая фиксация мест для предоставления услуг в области микрофинансирования, тогда как в России возможно предоставления услуг в области микрофинансирования и в онлайн формате. При этом 90 % микрозаймов россияне берут как раз в он-лайн формате [Арзуманов И., 2025].

В Белоруссии функция по предоставлению займов в онлайн формате оказывается сервисы он-лайн заимствования. Данные финансовые посредники специализируются на предоставление потребительских займов.

Помимо возможности совершения цифровых финансовых операций для большей части российских некредитных финансовых организаций, начиная с июля 2020 года выделят класс финансовых посредников, совершающих финансовые сделки исключительно в информационно-цифровой среде [Федеральный закон "О привлечении инвестиций … ; Федеральный закон "О цифровых финансовых активах …]. К данным финансовым посредникам относят деятельность оператора инвестиционной платформы, оператора финансовой платформы, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов. Система регулирования финансовых посредников данного типа находится на стадии становления. Так, основным документов в области регулирования деятельности инвестиционных платформ является Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В феврале 2025 года был представлен законопроект о цифровых финансовых платформах, направленных в том числе и на регулирование финтех платформ.

Таким образом, системы некредитного финансового посредничества в России и Белоруссии различаются как по составу участников, так и по характеру их регулирования. Одной из базовых основ интеграции финансовых рынков стран должна стать универсализация подходов к регулированию деятельности некредитных финансовых посредников. Наиболее приоритетными направлениями в данной области являются:

а) макропуденциальное регулирование;

б) соотношение функций мегарегулятора и саморегулируемых организаций в области финансовых рынков (далее – СРО);

в) введение системы обязательных нормативов для некредитных финансовых организаций с учётом функциональных особенностей их деятельности.

Рассмотрим указанные направления более подробно.

Одним из концептуальных вопросов в области регулирования выступает распределение полномочий при реализации данной функции между централизованным мегарегулятором и системой саморегулируемых организаций. Последние представляют собой добровольные объединения участников рынка, свершающих схожие по характеру финансовые операции. Наибольшее распространение в России указанные участники получили в сфере рынка ценных бумаг. При этом для них сохраняется и возможность регулирования со стороны Банка России, выполняющего функцию мегарегулятора финансовых рынков. На наш взгляд, возможность развития института саморегулируемых участников допустима для некредитных финансовых посредников, оказывающих услуги исключительно юридическим лицам. Для организаций, работающих с физическими лицами, целесообразно применять систему централизованного мегарегулятора с целью сокращения рисков для данного типа клиентов при взаимодействии с организациями финансового сектора. 

Обязательные нормативы представляют собой показатели, направленные на установление предельных относительных значений по различным финансовым коэффициентам. Основная функция данных показателей состоит в регулировании рисков, возникающих по финансовым операциям. В России на данный момент подобные нормативы применяются в регулировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов [Федеральный закон "О негосударственных пенсионных … ], страховых компаний.

Предлагаемая универсальная система обязательных для российских и белорусских некредитных финансовых организаций может иметь следующий вид (табл. 2).

Таблица 2

Система обязательных нормативов для некредитных финансовых организаций в России и Белоруссии

Table 2

The system of mandatory standards for non-credit financial institutions in Russia and Belarus

Тип финансового посредника

Наименование обязательных нормативов

Депозитно-кредитные участники

Достаточность собственных средств

Контрактно-сберегательные участники

Норматив концентрации риска

Инвестиционные участники

Норматив структуры инвестиционного портфеля клиентских операций

Источник: составлено автором

 

Перечень установленных обязательных нормативов определяется наиболее значимыми финансовыми рисками, возникающими в ходе работы некредитных финансовых организаций различного вида.

 

Заключение

Выводы:

1. в России существует четкое разделение банковских и небанковских финансовых операций. Для Белоруссии указанный функционал для кредитных и некредитных организаций носит более смешанный характер;

2. регулирование деятельности некредитных финансовых организаций в России является более специализированной, учитывающей особенности работы некредитных финансовых организаций различного типа. Это находит отражение в наличии федеральных законов, посвященных регламентации деятельности существующих некредитных финансовых посредников, применении совокупности пруденциальных требований к величине уставного капитала, различным рисковым нормативам, перечню разрешенных и допустимых видов деятельности, включая их сочетание. Во многом это связано с большим разнообразием видов некредитных финансовых организаций на российском финансовом рынке. Деятельность большей части некредитных финансовых посредников в России подлежит лицензированию;

3. в качестве основных направлений развития системы регулирования некредитных финансовых посредников в России и Белоруссии с целью унификации национальных финансовых рынков данных стран могут выступать мероприятия в области пруденциальной и макропруденциальной политики, определения соотношения функций  мегарегулятора и СРО  области финансового рынка, введение системы обязательных нормативов для некредитных финансовых организаций с учётом функциональных особенностей их деятельности.

Список литературы

  1. Арзуманов И. Микрозаймы приобретают гигантские масштабы. 2025. URL: https://expert.ru/finance/mikrozaymy-priobretayut-gigantskie-masshtaby/ (даа обращения  - 01.03.2025)
  2. Бгатова Н.А., Биткина И.К. Классическая теория финансового посредничества – происхождение трансформационной концепции // Международная научно-практическая конференция молодых учёных и специалистов по устойчивому развитию, инвестициям и финансовым рискам "ФИНАТЛОН ФОРУМ". Материалы конференции. Москва, 2022. С. 78-81.
  3. Канаев А.В. Банковская деятельность в свете теории финансового посредничества: традиции и инновации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2006. № 3. С. 113-123.
  4. Мусина А.А. Теоретико-методологические основы исследования системы финансового посредничества // Вестник КазЭУ. 2012. № 6 (90). С. 11-20.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р <Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>
  6. Сорокина Е.В., Биткина И.К. Современные концепции теории финансового посредничества: обеспечение ликвидности и управление рисками // Международная научно-практическая конференция молодых учёных и специалистов по устойчивому развитию, инвестициям и финансовым рискам "ФИНАТЛОН ФОРУМ". Материалы конференции. Москва, 2022. С. 203-210.
  7. Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности»
  8. Указ  Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 ”О предоставлении и привлечении займов“.
  9. Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 02.07.2010 N 151-ФЗ
  10. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ
  11. Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.08.2019 N 259-ФЗ
  12. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)
  13. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  14. Федоткина О.П. Перспективы интеграции финансовых посредников // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 7 (34). С. 49-56.
  15. Федоткина О.П. Финансовое посредничество в России: проблемы и перспективы развития // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 5 (5). С. 200-205.