СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Aннотация
Введение: На сегодняшний день необходимым условием выживания отечественных машиностроительных предприятий в условиях переменчивой внешней среды деятельности выступает внедрение инноваций. Значение инновационного развития трудно переоценить, так как именно оно позволяет обеспечить достижение устойчивых конкурентных преимуществ и конкурентоспособность продукции, как на внутреннем, так и на внешних рынках. В свою очередь, отмеченное обуславливает необходимость формирования машиностроительными предприятиями стратегий инновационного развития. Цель: Исследование основных типов стратегий инновационного развития машиностроительных предприятий. Методы: Системного анализа, формализации. Результаты: На основе анализа типов стратегий инновационного развития выделено в отдельный тип синергетическую стратегию, которая имеет в своей основе объединение предприятий, в первую очередь, их научных потенциалов, что приводит к ускорению генерации и практическому применению инноваций. Выводы: Реализация синергетической инновационной стратегий путем объединения усилий отечественных машиностроительных предприятий будет способствовать достижению ими долговременной конкурентоспособности и прибыльности.
Ключевые слова: инновация, инновационное развитие, инновационная стратегия, синергетическая стратегия
Введение. Значимость машиностроительного комплекса для экономики Украины трудно переоценить, что объясняется тем, что предприятия комплекса производят как товары для конечных потребителей, так и средства производства для функционирования других отраслей, что позволяет рассматривать машиностроение как технологическое ядро промышленности, уровень развития которого является индикатором состояния национальной экономической безопасности. При этом на сегодняшний день следует констатировать наличие у машиностроительных предприятий Украины значительных проблем, к основным из которых следует отнести низкий уровень инновационной активности, устаревшие основные производственные фонды, низкий уровень загрузки производственных мощностей, низкий уровень конкурентоспособности многих видов продукции, отсутствие реальных источников финансирования, нехватка оборотных средств и т.д. Отмеченное обуславливает необходимость активизации развития предприятий комплекса на основе формирования новых конкурентных преимуществ и обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, что возможно только на основе создания и применения инноваций.
Таким образом, можно утверждать, что на сегодня адаптация национальных машиностроительных предприятий к условиям рыночной экономики, которая характеризуется жёсткостью и изменчивостью рыночной среды при одновременном обострении конкурентной борьбы на мировом и национальном рынках, непосредственно связана с инновациями и инновационным развитием, как движущими силами экономического роста. Именно переход на путь инновационного развития позволит обеспечить предприятиям отрасли устойчивое функционирование за счет успешного конкурирования на основе внедрения инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и т.п.), выпуска конкурентного продукта с высокими техническими, экономическими и эстетическими характеристиками, эффективного использования собственного производственного потенциала. В свою очередь это обуславливает необходимость формирования стратегий развития, ориентированных на активизацию инновационной активности на машиностроительных предприятиях.
Исследованию вопросов инновационного развития промышленных предприятий посвящены работы многих отечественных ученых-экономистов: В. Амитана, В. Гамана, В. Гееца, С. Ильяшенко, В. Македона [3], О. Поповича, Н. Тарнавской, В. Федотовой, З. Шершневой, Л. Шульгиной [10] и др. Проблематикой формирования стратегий инновационного развития промышленных предприятий интересовались многочисленные заграничные ученые: Д. Аакер, И. Ансофф, Л. Кларк, В. Миллер, М. Портер, А. Градов, P. Фатхутдинов и др., которые провели основательные исследования в этой сфере. Однако, несмотря на значительные наработки зарубежных и отечественных ученых-экономистов, проблематика стратегий инновационного развития предприятий, в том числе, машиностроительных до сих пор остается актуальной и требует дальнейших исследований. Так, условия динамического развития рыночной среды машиностроительных предприятий определяют потребность усовершенствования подходов к формированию механизмов инновационного развития, что требует разработки новых стратегий инновационного развития.
Цель исследования. Исследовать основные типы стратегий инновационного развития отечественных машиностроительных предприятий. Обосновать целесообразность выделения в отдельный тип стратегий инновационного развития синергетической стратегии.
Основные результаты исследования. Под инновационной стратегией понимают совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, которая обеспечивает конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения инноваций [9, с. 160].
Отметим, что на сегодня существует значительное количество авторских классификаций, каждая из которых выделяет различные типы инновационных стратегий. Однако, как отмечает В. Македон, в общем случае, подобные классификации описывают отличия инновационной деятельности предприятия с позиции активной или пассивной инновационной политики, радикальных нововведений, в частности, в сфере НДДКР и модификаций, имеющихся ресурсов, отношения к рискам и имеющейся стратегической позиции предприятия на рынке (табл. 1). При этом защитные инновационные стратегии характеризуются концентрацией на определенном рынке или его сегменте, узкой рыночной ориентацией или защитой своей доли рынка, направленностью на сохранение стратегических позиций, стремлением воздержаться среди новаторов, а наступательные инновационные стратегии – постоянным расширением деятельности, освоением новой продукции, поиском конкурентных преимуществ [3, с. 80].
Рассмотрим основные типы стратегий инновационного развития, которые могут применятся отечественными машиностроительными предприятиями, более детально.
Так, наступательная (агрессивная) характерна для предприятий, которые выпускают на рынок товары с принципиально новыми потребительскими качествами.
Таблица 1
Обобщающая характеристика типов инновационной стратегии
Table 1
Summarizing description of types of innovative strategy
Защитные инновационные стратегии | Наступательные инновационные стратегии |
Инновационная политика предприятия | |
Пассивная, адаптационная, инновационная деятельность направлена на содержание добытых конкурентных позиций | Активная, инновационная деятельность направлена на достижение технического и рыночного лидерства |
Инновационный потенциал | |
Инновационная деятельность направлена на наращивание инновационного потенциала и улучшение показателей хозяйственной деятельности | При наличии высоких ресурсных, научно- технических возможностей инновационная деятельность направлена на эффективное использование имеющегося инновационного потенциала |
Уровень риска | |
Инновационная деятельность предприятия в условиях низкого уровня риска | Инновационная деятельность в условиях повышенного уровня риска |
Вид инноваций | |
Незначительные модификации в таких направлениях инновационной деятельности, как управление и социально-психологическая работа с персоналом | Нововведения радикальны с использованием собственных научных разработок, модернизации и реорганизации |
Стратегическая позиция предприятия | |
Незначительная доля на рынке, небольшая конкуренция | Устойчивая позиция на рынке, наличие монополии или олигополии |
Источник: [3, с. 81].
В рамках наступательной инновационной стратегии выделяют несколько разновидностей [2, с. 18]:
- стратегия достижения преимуществ по расходам за счет удешевления производственных операций вследствие применения новых технологических методов;
- стратегия создания новых рынков, которая предусматривает разработку и выпуск принципиально новых видов товарной продукции;
- стратегия ориентации на конкретный рыночный сегмент для максимально полного удовлетворения запросов определенной группы потребителей.
Защитные инновационные стратегии включают такие разновидности [2, с. 18]:
- оборонная стратегия – направлена в поддержку имеющихся конкурентных позиций фирмы на существующих рынках. Главная составляющая такой стратегии – оптимизировать соотношение «затраты – результаты» в инновационных процессах. Она является характерной для предприятий, в целом довольных своим положением на рынке, и направлена на его удержание. При этом параметры продукции периодически улучшаются, но не радикальным образом. Такие предприятия обычно не заинтересованы в дальнейшем инновационном развитии отрасли, потому что намереваются и в дальнейшем использовать выгоду от своего лидерства, в том числе и путем создания ограничительных входных барьеров;
- имитационная стратегия – применяется почти всеми фирмами в той или иной мере, а также теми компаниями, которым не удается быть пионерами в продвижении на рынок нововведений. В первую очередь характерна для предприятий, которые не являются инновационными лидерами отрасли, но имеют достаточный потенциал для оперативного и успешного копирования основных потребительских свойств продукции (нововведений) передовых конкурентов. Предусматривает выделение таких подтипов [6, с. 83]:
а) подражание лидеру;
б) дифференциация;
в) копирование;
г) усовершенствование.
Также следует отметить, что, с учетом важности машиностроительного комплекса для экономики страны в целом, а также учитывая тот факт, что уровень развития машиностроения выступает индикатором состояния инновационного развития страны, целесообразным является выделение стратегий инновационного развития машиностроительных предприятий на основе активной государственной поддержки или же при отсутствии таковой. Так, с учетом указанного параметра Шульгина Л.М. и Юхименко В.В выделяют такие виды стратегий инновационного развития [10, с. 133]:
- регулируемая стратегия – предусматривает целевое выделение бюджетных средств на реализацию проектов по развитию инфраструктуры в соответствии с программами развития машиностроительной отрасли (подотраслей) и обязательное обоснование бюджетной эффективности реализации этих проектов (то есть расчет условий возвращения средств в бюджет в виде дополнительных поступлений, которые возникают в результате реализации проектов). Последствия: возможность развития инфраструктуры и снижения рисков возникновения инфраструктурных ограничений для развития машиностроительной отрасли (экономики в целом);
- инерционная стратегия – предусматривает отсутствие целевых мероприятий поддержки отрасли государством и сохранение негативных тенденций развития отрасли машиностроения, таких как отставание бизнес-процессов от мировых, износ оборудования и тому подобное. Финансирование инфраструктурного комплекса сохраняется на текущем уровне. Отсутствие государственного финансирования приводят к невозможности реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры. Последствия: недофинансирование и дальнейшая деградация инфраструктурного комплекса машиностроения.
Кроме того, считаем целесообразным отметить, что в условиях жёсткой конкурентной борьбы обособленное, самостоятельное функционирование предприятий, в том числе, машиностроительных, не дает хороших гарантий стабильного функционирования на основе эффективного достижения поставленных целей, что подтверждается тем фактом, что в последнее время значительное распространение получили различные формы кооперации, которые можно рассматривать составляющими элементами стратегий развития предприятий, в том числе, инновационных. Таким образом, на сегодня можно утверждать о целесообразности выделения в отдельный вид инновационных стратегий синергетической стратегии инновационного развития, которая имеет в своей основе объединение предприятий, в первую очередь, их научных потенциалов, что приводит к ускорению генерации и практическому применению инноваций.
Такая необходимость, в первую очередь, связана с тем, что в условиях рыночной экономики успешная конкуренция становится функцией командной борьбы, а не соперничества отдельных экономических субъектов. Одним из важнейших источников конкурентных преимуществ предприятий на современном этапе развития экономики становятся процессы интеграции, кооперирования, объединения и взаимодействия – науки и производства, инноваций и инвестиций, предприятий друг с другом – вместо изолированного функционирования поодиночке. Кооперирование, интегрирование и сотрудничество на основе принципа конкуренции как способы организации субъектов хозяйствования в экономике приводят к соединению в рамках объединения предприятий конкурентных и кооперативных отношений, которые выступают источником коллективных конкурентных преимуществ для всех участников объединения, что способствует созданию и расширению инноваций и создает значительные конкурентные барьеры для других участников рынка. Именно это на сегодня становится фундаментальным источником прибыли предприятий и экономического развития общества в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях процессы кооперации и интеграции тесно связаны с инновационной составляющей деятельности субъектов хозяйствования. Это находит отражение в процессах организации предприятий в разнообразные интегрированные структуры, что обеспечивает эффективные экономические, научно-технические и организационные изменения для всех участников. Глобальной тенденцией современного этапа можно считать образование различных добровольных объединений – для проведения совместных научных исследований, реализации наиболее рискованных наукоемких проектов и тому подобное – что приводит к формированию сетевой экономики. Как отмечает С. Соколенко [8, с. 17], сегодня не компании конкурируют между собой, а самые эффективные цепи добавленной стоимости захватывают глобальный рынок. Большинство стран активно используют стратегические альянсы, а также «кластерный подход» для определения стратегии собственного инновационного развития.
Отметим, что осуществлять синергетическую инновационную стратегию предприятия могут как в пределах использования наступательных стратегий, так и стратегий защитных. При этом можно утверждать, что объединение усилий позволяет предприятиям активизировать инновационную деятельность и намного более легко осуществлять инновационные прорывы, что доказывает необходимость использования отмеченной стратегии машиностроительными предприятиями в Украине. Например, достаточно часто предприятие не может развивать инновационную деятельность, так как реализация инновационных процессов обуславливает необходимость значительных расходов. Другая ситуация возникает, когда на инновационное развитие переходят одновременно несколько предприятий, объединенных в сетевую структуру, которые сокращают свои расходы благодаря общей технологической кооперации, что компенсирует расходы на инновационную деятельность и позволяет стабильно осуществлять ее на протяжении длительного периода. К тому же, в таком объединении инновации – продукт деятельности нескольких предприятий или исследовательских институтов – распространяются по сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве объединения.
На сегодня объединение предприятий является одной из самых эффективных форм организации инновационных процессов, при которой на рынке конкурируют уже не отдельные предприятия, а целые комплексы, которые сокращают свои трансакционные расходы благодаря общей технологической кооперации компаний [7, с. 53]. Реализация синергетической инновационной стратегии обеспечивает предприятиям несомненными преимущества, особенно в отраслях, связанных с формированием новых знаний, НДДКР и ноу-хау. Объединение ресурсов и инновационных потенциалов, долгосрочное взаимодействие и сотрудничество фирм, развитие их взаимного доверия намного быстрее приводят к общей генерации нововведений, причем стоимость последних является меньшей, а скорость их генерации повышается [1, с. 135].
Отметим, что объединение предприятий может быть инновационным не только через непосредственную направленность на нововведение. Инновации могут непосредственно возникать благодаря более совершенной организации деятельности предприятий и процесса производства, формированию устойчивых связей между всеми участниками, получению и распространению необходимых знаний и технологий, тесному взаимодействию и кооперации при одновременном сохранении конкуренции, которая является двигателем инноваций в пределах созданного объединения. Разнообразные источники информации, что расширяет круг имеющихся знаний, и многочисленные постоянные связи участников объединения облегчают комбинирование имеющихся факторов конкурентных преимуществ, что становится важной предпосылкой для возникновения инноваций – продуктовых, управленческих, организационных, технологических и т.п.
Отличительной особенностью объединения предприятий можно считать возникновение в его пределах эффекта масштаба производства и эффекта охватывания [4, 5]. Основой эффекта масштаба производства является наличие в виде одной из фирм ядра инновационного объединения для производства определенного вида продукции или услуги. Эффект охватывания в общем виде возникает при существовании фактора производства (технологии), который может быть использован одновременно для производства нескольких видов продукции. При группировании фирм этот эффект значительно усиливается, поскольку возникает возможность использовать многофункциональный фактор на разнообразных предприятиях при минимизации расходов, связанных с его передачей. Становится возможной также экономия вследствие сокращения расходов на разработку разных технологий для разнообразных областей применения благодаря развитию в объединении одной технологии, которая является базовой. При действии всех трех эффектов даже неприбыльные предприятия – участники объединения – могут преодолеть нижний предел рентабельности благодаря специализации, которая обеспечивает повышение производительности труда и снижения себестоимости произведенных благ. Следовательно, за счет объединения предприятия получают дополнительные конкурентные преимущества [4, 5].
Кроме того, объединение предприятий обычно приводит к появлению триггерного эффекта, который возникает, когда для осуществления первичной инновации необходимо провести значительное количество вторичных изменений, вследствие чего прибыль может быть меньше расходов от реорганизации. В пределах объединения фирмы могут минимизировать расходы на вторичные изменения, что дает им возможность внедрять разнообразные инновации [5, с. 101].
Заключение. Одной из основных причин низкого уровня инновационной активности национальных машиностроительных предприятий, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на процесс перехода нашей экономики на инновационный тип развития, является отсутствие у отечественных предприятий машиностроения четко сформулированных стратегий инновационного развития. При этом, реализация синергетической инновационной стратегий путем объединения усилий отечественных машиностроительных предприятий, что создаст возможности для внедрения инноваций, как в отдельных видах продукции, так и в совокупном бизнесе, позволит им достичь наивысших результатов от консолидации усилий и будет способствовать достижению долговременной конкурентоспособности и прибыльности в переменчивой рыночной среде.
Список литературы