16+

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ – КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Aннотация

Экономико-социальные трансформации общества, вызванные глобализацией, актуализируют необходимость пересмотра приоритетов человеческого развития и ценностной ориентации общества с целью формирования положительного человеческого капитала. Данное обстоятельство означает, что при переходе в новый технологический уклад необходимы инвестиции в обновление опыта, знаний, этики труда и предпринимательства с целью модификации отрицательного человеческого капитала в положительный, способный работать в условиях новых требований к систематическому повышению качества жизни. Анализ процессов, происходящих в глобальной экономике показывает, что периоды роста и накопления положительного человеческого капитала являются катализаторами глобальных инновационных сдвигов, и, как следствие выхода уровня и качества жизни социума на новый, усовершенствованный этап. Экономический рост, в большинстве случаев положительно отражающийся на росте уровня и качества жизни населения, зачастую сопряжен с развитием науки и техники, которая, опосредованно и напрямую улучшает показатели качества жизни населения. Накопление человеческого капитала повышает скорость создания и распространения научно-технических открытий и изобретений.


Экономический рост, в большинстве случаев положительно отражающийся на росте уровня и качества жизни населения, зачастую сопряжен с развитием науки и техники, которая, опосредованно и напрямую улучшает показатели качества жизни населения. К примеру, развитие науки помогает сегодня решать вопросы, благодаря которым увеличивается средняя продолжительность жизни, практически исключается вероятность развития эпидемий и многие другие вопросы решение которых ранее было невозможным. Развитие науки и техники как результат интеллектуального труда зависит от квалификации, уровня образования, навыков и способности к инновационному мышлению работников [1]. Инновации обладают свойством мотивации к труду, так как поощрение новаторской деятельности повышает эффективность деятельности работников, повышая, одновременно показатели качества жизни.

Смена технологических укладов, введенных в научный оборот С.Ю. Глазьевым и его коллегами, совпадает со сменой длинных волн Н.Д. Кондратьева и инновационных волн Й. Шумпетера, причиной наступления которых стали именно инновационные прорывные достижения креативных профессионалов в области науки и техники. Согласно Шумпетеру, именно способность к инновационной активности является определяющим конкурентным преимуществом стран и территорий, способствующих повышению качества жизни населения. По его мнению, причиной наступления циклов являлось появление новых технологий для создания которых, необходимо накопление человеческого капитала [2].

В условиях глобализации мировой экономики главным ресурсом для повышения качества и уровня жизни населения, по мнению многих ученых, становится человеческий капитал. Исследование взглядов различных ученых и политиков, лидеров государств и общественных движений на человеческий капитал и его концепцию свидетельствует о его становлении в качестве важней­шего ресурса национальной и мировой экономики, наци­ональным богатством развитых стран, фактором повышения конку­рентоспособности бизнес-структур. Осознание устойчивой связи между уровнем человеческого капитала работников и эффективностью предприятий привело (сначала на японских, а затем европейских и американских предприятиях) к замене концепции фактора труда на концепцию человеческого капитала. В России пока такой трансформации не произошло, но постепенно такие словосочетания как «управление персоналом», «кадровая политика» преобразуются в «управление человеческими ресурсами» [3].

Процесс глобализации характеризуется усилением взаимозависимости и взаимовлияния государств, обществ, институтов, индивидов посредством ускорения процессов интеграции и развития глобальных телекомму­никационных технологий. А.И. Юрьев отмечает, что глобализация настолько сильно изменила современных индивидов (их мировоззрение, картину мира, образ жизни, жизненные позиции), что требуется «аудит человеческого капитала», подобный финансовому [4].

Т. Шульц в своей работе по теории человеческого капитала отмечал, что эффективность инвестиций в здравоохранение, образование и науку выше, чем вложения в строительство заводов и фабрик [5]. Основной причиной кризисов при формировании новых технологических укладов, согласно концепции Майкла Портера, является запоздалая реакция на необходимость усовершенствования производительных сил, а страны первые сумевшие приспособиться к тенденции перехода оказываются впоследствии ведущими экономиками мира. И здесь ключевую роль играет качество труда и рабочей силы. Новаторство может выражаться в новой конструкции продукта, новом производственном процессе, новом подходе к маркетингу или новом методе подготовки кадров. Новаторство всегда подразумевает осуществление инвестиций в приобретение навыков и знаний рабочей силы, а также в материальные активы и в репутацию фирм [6].

В результате недостаточных вложений в человеческий капитал в мировых рейтингах Россия оказывается среди отстающих экономик мира по многим показателям уровня и качества жизни, например, в объемах производимого валового внутреннего продукта (ВВП), являющегося одним из наиболее значимых индикаторов уровня и качества жизни населения. ВВП на одного занятого – это сумма валового внутреннего продукта, разделенная на общую численность экономически активного населения. ВВП по паритету покупательной способности – это стоимость продукции, преобразованная в цены в постоянных международных долларах 1990 г. с использованием коэффициентов паритета покупательной способности. Международный доллар имеет такой же паритет покупательной способности в сравнении с ВВП, какой имеет доллар в США. ВВП является одним из важнейших показателей эффективности экономики и качества жизни населения, так как является источником финансирования науки и образования, медицины, культуры, искусства, обороноспособности и внутренней безопасности страны. Он также показывает уровень расходов и доходов населения и государства. Отсюда, можно определить существование зависимости между инвестициями в человеческий капитал и качеством жизни населения. В подтверждение изложенного можно сопоставить инвестиции в исследования и разработки наиболее развитых экономик мира и объем ВВП произведенного этими странами с учетом ППС (рис. 1, 2).

Из рис. 1 видно, что начиная с 1990 г. финансирование исследований и разработок в России резко сократилось по сравнению со странами, являющимися ведущими в мировой экономике и за последующие двадцать лет Россия лишь незначительно наращивала их финансирование в сравнении со странами-лидерами. Ниже представлена динамика ВВП, являющегося одним из основных индикаторов эффективности экономики, производительности труда и качества жизни аналогичных стран имеющая схожую тенденцию.

Таким образом, для повышения качества жизни населения необходимо стимулирование экономического роста посредством поощрения иннова­ционной активности как на отдельных предприятиях для повышения их эффективности, так и всего общества с целью повышения стандартов качества жизни. Важным стимулом развития инновационной активности является рост уровня образованности человеческого капитала.

Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки (R&D)
в странах «восьмерки», % от ВВП

Fig. 1. Gross domestic expenditure on research and development (R&D) in the Group of Eight countries, as a percentage of GDP [7]

Источники: U.S. Census Bureau, StatisticalоAbstract of the UnitedоStates: 2009; Statistical Handbook of Japan 2008; Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010; Группа восьми в цифрах. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009; Содружество Независимых Государств и Европейский союз. Статистические сравнения: стат. сб. / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2008.

Рис. 2. ВВП на одного занятого, в пост. долл. США 1990 г. по ППС (построено автором по данным [8])

Fig. 2. GDP per person employed, in fixed US $ 1990тby purchasing power parity (constructed by the author according to the data [8])

В настоящее время осуществляется переход к новому технологическому укладу С.Ю. Глазьева, к новой длинной волне Кондратьева и инновационной волне Шумпетера. Ведущий локомотив мировой экономики – развитые страны остаются на протяжении нескольких десятков лет мировыми лидерами именно за счет более быстрого формирования и накопления человеческого капитала, благодаря системному подходу к повышению качества жизни, ключевую роль отводя системе образования.

Для активизации инновационной деятельности, эффективные результаты которой являются главным конкурентным преимуществом в XXI в. необходимо накапливать интеллектуальный капитал, который является следствием повышения уровня образования.

Отдача от повышения образовательного уровня может выступать как в денежной (например, рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост определенной территории страны), так и в неденежной – развитие эстетических представлений человека при учебе, расширение круга общения в процессе образования, положительная информация о предприятии, формирование моральных и нравственных принципов нации). Одним из наиболее продуктивных и надежных методов оценки человеческого капитала, эффективности инвестиций в образование является рост уровня заработной платы (метод пожизненных заработков), который повышает качество жизни и способствует накоплению человеческого капитала [9]. Представление о величине доходности инвестиций в человеческий капитал, возможно, получить, например, при сравнении заработной платы индивидов, принадлежащих к различным группам, различающимся по уровню образования. Издержки инвестирования в образование подразделяются на прямые (например, плата за обучение, учебники и т.п.) и альтернативные расходы (потенциальная величина заработной платы, которую учащийся может получать, предпочтя обучению работу). Повышение уровня образования способствует росту уровня дохода (рис. 3), также происходит накопление интеллектуального капитала в обществе, формируется общество профессионалов.

Рис. 3. Средняя начисленная заработная плата работников по уровню образования
(по результатам выборочных обследований организаций за октябрь, р.)

Fig. 3. Average added salary of employees by educational attainment (based on sample surveys of organizations in October, in rubles.)[1]

Составляющие интеллектуального капитала можно рассматривать как факторы, создающие богатство современного общества. Полученные навыки и знания в значительной степени являются продуктом инвестиций, а в сочетании с иными видами инвестиций в человека создают технологическое превосходство развитых стран. Инвестиции в сферу образования осуществляются на трех различных уровнях: бюджетное финансирование – на макроуровне, инвестиции предприятий – на мезоуровне и частных лиц – на микроуровне. Развивая сферу образования, государство может получить не только более высокий уровень добавленной стоимости в экономике, но и повысить качество жизни граждан, путем формирования потребностей более высокого уровня, по А. Маслоу, такие как эстетические, познавательные, потребность в уважении и самовыражении.

Помимо повышения образования следует стимулировать имеющийся инновационный человеческий потенциал путем поощрения предприятий к созданию и реализации наукоемких технологий.

В современных условиях только конкурентоспособная личность способна выполнять сложные проблемы, стоящие перед конкретным человеком и обществом в целом. От современного участника социальных и экономических отношений требуется обладание такими качествами как умение максимально эффективно реализовывать личные знания и умения в нестандартных ситуациях, креативность мышления, инициативность. Дело в том, что в рамках концепции человеческого развития человек является субъектом, а не объектом развития.

Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Наиболее дальновидные представители правительственных кругов и деятели не могли не понимать, что успехи экономического процветания страны невозможны без подготовленных специалистов в рамках производства, где важной компонентой является качество экономической жизни человека, что определяется как возможность выбора формы, вида и других обстоятельств трудовых занятий. По мнению Х. Сомавия, возглавляющего Международную Организацию Труда (МОТ), на современном мировом рынке труда создались серьезные проблемы, связанные с уровнем безработицы среди молодежи, превышающим в два-три количество безработных среди взрослого населения и составляющим почти 80 млн. чел. [10].

Это обстоятельство свидетельствует о несоответствии качества экономической жизни, которое может выражаться в неудовлетворенности трудоспособного населения различными аспектами работы, особенно заработком. Низкая удовлетворенность работников приводит к низкой мотивации к труду и его производительности, когда индивид заботится прежде всего об удовлетворении первичных потребностей (рис. 4).

Рис. 4. Неудовлетворенность различными аспектами работы (% к занятому населению)

Fig. 4. Dissatisfaction with various aspects of work (a percentage of the employed population) [11]

На рис. 5 подтверждается потребность бизнеса в квалифицированных работниках с соответствующим уровнем образования. Наибольшую потребность Российский Союз Промышленников и предпринимателей испытывает в специалистах с высшим образованием, за ними следуют рабочие со средним профессиональным образованием и специалисты со средним техническим образованием.

Для повышения качества и уровня жизни населения необходимо его соответствие потребностям социально-экономического развития России, которое может быть достигнуто путем перепрофилирования, повышения квалификации населения, что будет способствовать снижению показателей безработицы и социальной напряженности в регионах.

Рис. 5. Потребность компаний в различных категориях работников по уровню образования

Fig. 5. Need of companies in various categories of workers by level of education [12]

В экономике знаний образование является первостепенной ценностью общества, для его дальнейшего приращения требуется стабильный рост расходов на науку, образование, инвестирование в сферы передачи знаний и производства со стороны местных, региональных структур власти и правительства России [13].

Более образованные индивиды, в большинстве случаев, первыми осваивают новые продукты и технологии и применять их в своей производственной и потребительской практике. В результате выигрывают как они, так и все общество в целом, так как сокращается интервал от появления инноваций до их применения в массовом порядке.

Таким образом, в условиях постиндустриального глобализирующегося об­щества основным инструментом повышения производительности труда, уровня и качества жизни населения является наращивание интел­лектуального капитала (креативных, инновационно мыслящих профессионалов, способных предлагать нестандартные способы решения возникающих в обществе проблем.

 


[1] Построено автором по данным официального сайта Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/DEM#

Список литературы

  1. Старкова Н. О., Рзун И. Г., Старков И. С. Информационные ресурсы и интеллектуальные активы современного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 769-772.
  2. Schumpeter J. A. Essays on entrepreneurs, innovations, business cycles, and the evolution of capitаlism / ed. by R. V. Clemence. New Brunswick (USA) and Oxford (UK): Transactions Publishers, 1989.
  3. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е., Клещева Ю. С. Региональная «экономика знаний» как фактор повышения качества жизни // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. 2012. № 5. С. 52–56.
  4. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала: учеб. пособие / под науч. ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. С. 494.
  5. Schultz T. W. The Economic Value of Education. New York: Colambia University Press, 1963.
  6. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.
  7. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РУСАКИ, 2010.
  8. Google Public Data по данным Всемирного банка. URL: http://www.google.com/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_#!ctype=l&strail=false&bcs=d&nselm=h&met_y=sl_gdp_pcap_em_kd&scale_y=lin&ind_y=false&rdim=country&idim=country:GBR:RUS:USA:FRA:JPN:DEU:CAN:ITA:CHN&ifdim=country&hl=ru&dl=ru&ind=false (дата обращения: 27.09.2013).
  9. Капелюшников Р. Сколько стоит человеческий капитал России? // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 24 – 46.
  10. Сомавия Х. 200 миллионов без работы. Рынок труда создает в экономике не меньше рисков, чем финансовые проблемы // Российская газета. 2011. 2 нояб.
  11. Итоги Комплексного наблюдения условий жизни населения. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/kn-ujn/tabl2.html (дата обращения: 20.08.2014).
  12. Кадры решают все. Если они есть… // Промышленник России. URL: http://www.promros.ru/magazine/2012/sep/kadry-reshayut-vsyo-esli-oni-est.phtml (дата обращения: 20.08.2014).
  13. Колядин А. П. Знания как фактор экономического развития // TERRA ECONOMICUS. 2008. Т. 6. №4-4. С. 6-8.