РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Aннотация
В статье проанализированы основные факторы формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области. Подробно рассмотрены сильные и слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера. Возможности формирования и факторы, препятствующие формированию регионального туристского кластера.
Ключевые слова: кластер, региональный кластер, СВОТ анализ, кластерная политика, экономика, туризм, анализ рынка туристских услуг
Эффективное функционирование и достижение международных стандартов конкурентоспособности туристского сектора является важнейшим направлением социально-экономического развития, поскольку предполагает решение ряда приоритетных задач: повышение качества жизни населения и уровня занятости, создание эффективного механизма воспроизводства трудовых ресурсов, повышение роли региона в международном и межрегиональном разделении труда, увеличение доходной части бюджета, стимулирование притока инвестиций, в том числе иностранных, решение вопросов рационального землепользования, развитие современной инфраструктуры и т.д. В настоящее время, во всем мире одним из направлений обеспечивающих конкурентоспособность туристского сектора, выступает соответствующий организационно-экономический (кластерный) механизм. Наиболее эффективным организационно-внедренческим механизмом кластеризации признается механизм государственно- частного партнерства (ГЧП) – «юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение».
Поэтому в настоящее время, развитие региональных туристских кластеров в Узбекистане является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно – государственного партнерства: между наукой, государством, образованием и бизнесом.
В туристской отрасли, согласно Постановления Кабинета Министров РУЗ от 10.10.2012 года №288 «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» государственно-частное партнёрство предусматривает «эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов». В Узбекистане на сегодняшний день, уделяется особое внимание комплексному развитию туристской индустрии, ведутся широкомасштабные мероприятия по совершенствованию инфраструктуры туризма, расширению ассортимента туристских услуг, улучшению качества сервиса оказываемых услуг и диверсификации туристского продукта.
В период 2000-2014 годы среднегодовой прирост численности международных туристских прибытий в Республику Узбекистан превышает аналогичные мировые показатели в два раза, а также среднегодовой прирост объёма международных туристских поступлений превышают аналогичные показатели в 4,5 раз. Как ведущая отрасль экономики туризм во многих странах мира вносит весомый вклад в производство валового внутреннего продукта. Однако в Узбекистане, обладающем колоссальными туристскими ресурсами (на сегодняшний день в Узбекистане насчитывается более 7 тысяч памятников разных эпох и цивилизаций [1]), туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. По данным Всемирного совета по туризму путешествиям, в 2014 году в Узбекистане данная сфера обеспечила занятостью свыше 387,6 тыс. человек или 2,6% общего количества занятых в республике, на его долю приходится 1,6% общего объёма экспорта товаров и услуг, а удельный вес поступлений от туризма в ВВП страны пока не превышает 3% [2]. Для государства, имеющего столь огромные возможности, этот показатель является весьма незначительным, по сравнению с государствами, в которых туризм является ведущей отраслью национальной экономики (например, доля туризма в ВВП страны: в Мальтах –25,5%, в Кипре –20,6%, в Греции – 16,3%, в Испании – 15,7%, в Португалии ‒ 15,6%, в Турции 12,6% [3]). Аналогичным показателем развития туристской отрасли на уровне региона является суммарная доля объёма гостиничных и экскурсионных услуг в ВРП. Как известно важным туристским регионом Узбекистана является Самаркандский регион. По Самаркандской области в 2012 году составляло 0,47 %, которое превышало значение аналогичного показателя по республике (доля объёма туристских и гостиничных услуг в ВВП страны за соответствующий период составляет 0,25%). Это свидетельствует об опережающем росте туристской отрасли на региональном уровне.
По данным государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, среднегодовой прирост туристских услуг за данный период составил 19,4%. Если рассматривать туристские услуги по видам: объём туристско-рекреационных услуг за данный период увеличился в 4 раза, со среднегодовым реальным приростом 23,8%; объём гостиничных услуг увеличился в 3 раза, со среднегодовым реальным приростом 16,8%. Эти показатели превышают темп роста валового внутреннего продукта страны, среднегодовой прирост которого за 2007-2013 года составил 8,5%, а так же темпы роста показателей передовых отраслей национальной экономики: темп роста отраслей сельского хозяйства, где среднегодовой прирост за аналогичный период составил 6,2%; темп роста отраслей промышленности, где среднегодовой прирост за данный период составил 8,1%. Приведённые данные обосновывают утверждение о том, что даже придерживая текущие темпы роста в ближайшие десятилетия, туризм может превратиться в передовую отрасль национальной экономики Республики Узбекистан.
Анализ развития туризма в Самаркандской области за последние шесть лет (2007-2013гг.) показывает передовое развитие данной отрасли по сравнению с другими отраслями региональной экономики. По данным статистического управления Самаркандской области, среднегодовой прирост туристских услуг за данный период составлял 27%, который выше аналогичных показателей по республике. Если рассматривать туристские услуги по видам: объём туристско-рекреационных услуг за данный период увеличился в 2,8 раз (с среднегодовым реальным приростом 27%); объём гостиничных услуг увеличился в 2,2 раза (с среднегодовым реальным приростом 25,3%). При этом значение данных показателей превышают темпы роста валового регионального продукта (среднегодовой реальный прирост данного показателя за 2007-2012 года составлял 10,6%). Темпы роста показателей развития туристской отрасли также опережают темпы роста показателей развития передовых отраслей региональной экономики: темпы роста объёма произведённой продукции отраслей сельского хозяйства (среднегодовой прирост данного показателя за 2007-2013гг. составлял 9,9%) и темпы роста объёма произведённой продукции отраслей промышленности (среднегодовой прирост данного показателя за 2007-2013гг. составлял 19,6%). Приведённые выше данные доказывают утверждение, что в ближайшие десятилетия туризм может превратиться в передовую отрасль региональной экономики.
Источник: годовые отчёты НК «Узбектуризм»
Рис 1. Тенденции развития туризма в Республике Узбекистан
Fig. 1. Tendencies of development of tourism in the Republic of Uzbekistan
Показатель «валовой въездной туристский поток» включает количество иностранных однодневных (экскурсантов) и ночующих туристов въехавших с разнообразными туристскими целями в Самаркандскую область (сумма количества размещённых иностранных посетителей в коллективных средствах размещения и экскурсантов).
Таблица 1
Тенденции развития туризма в Самаркандской области
Table 1
Tendencies of development of tourism in Samarkand region
анализируемый период | валовой туристский поток по системе «туризм» в Самаркандской области | численность туристов обслуженных туроператорами Самаркандской области | Количество иностранных туристов размещённых в коллективных средствах размещения Самаркандской области** (чел.) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
валовой въездной туристский поток**(чел.) | валовой внутренний туристский поток** (чел.) | валовой выездной туристский поток** (чел.) | принято иностранных туристов** (чел.) | принято граждан РУ** (чел.) | отправлено за рубеж** (чел.) | ||
2008 | 53 370 | 73 915 | 65 605 | 46 000 | 25 323 | 0 | 36 279 |
2009 | 52 464 | 122 581 | 75 869 | 47 958 | 80 179 | 293 | 34 646 |
2010 | 65 978 | 63 689 | 70 982 | 13 932 | 3 170 | 428 | 60 802 |
2011 | 77 370 | 80 836 | 89 636 | 14 676 | 8 692 | 451 | 71 917 |
2012 | 86 265 | 86 700 | 84 215 | 16 572 | 13 106 | 211 | 79 948 |
2013 | 73 545 | 119 276 | 85 326*** | 13 949 | 38 206 | 112 | 68 498 |
Источник: **Статистический Бюллетень Государственного Комитета РУз по статистике «Основные показатели развития туризма и отдыха в Республике Узбекистан» 2008-2012гг.
Примечание: Рассчитано автором по прогнозным данным
Ситуация на мировом рынке товаров и услуг, вызванная мировой финансовой нестабильностью, отразилась на значении данного показателя, что привело к снижению валового количества потенциальных иностранных потребителей региональных туристских услуг в 2009 году на 1,7%. После стабильного роста в 2013 году также заметно снижение данного показателя на 15%. Показатель «валовой внутренний туристский поток» отражает общий объём спроса на внутреннем региональном рынке туристских услуг, а показатель «выездной туристский поток» отражает количество национальных туристов выезжающих за рубеж с туристскими целями.
Из выше приведённых данных явно заметен положительный дисбаланс в пользу въездного туризма, хотя количество потенциальных потребителей на внутреннем рынке туризма заметно увеличивается. Сравнительно высокий показатель валового внутреннего туристского потока по сравнению с количеством внутренних туристов, чьи туры были организованы туроператорами регионального рынка туризма, свидетельствует о том, что внутренние потребители региональных туристских услуг не пользуются услугами организаторов туров регионального рынка туристских услуг. Кроме этого опрос субъектов регионального рынка туризма показал, что предприятий ведущих свою деятельность на внутреннем рынке туризма почти нет. Стабильный рост спроса на данном сегменте рынка туризма выдвигает потребность к развитию и совершенствованию нужной инфраструктуры для дальнейшего развития, как внутреннего туризма, так и всей системы туризма.
На территории Самаркандской области наблюдается процесс концентрации предприятий индустрии туризма, сопряженных отраслей, исследовательских институтов, общественных организаций, поддерживающих развитие туризма в регионе. Концентрация предприятий в сфере туризма формирует заказ на квалифицированные кадры предприятий сервиса и туризма, приводит к диверсификации туристского продукта, актуализирует проведение научных исследований в данной сфере. Меняется характер конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. На смену «острой, конфликтной, оборонительной» стратегии ведения бизнеса приходит стратегия взаимовыгодного сотрудничества, получение конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта, общей конкурентоспособности отрасли.
Для анализа основных факторов формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.
Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние.
SWOT-анализа основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области, , представлен в таблице 2.
Таблица 2
SWOT-анализ основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области
Table 2
SWOT-analysis of major factors of formation of a regional tourist cluster of Samarkand region
Сильные стороны обуславливающие формирование туристского кластера | Слабые стороны обуславливающие формирование туристского кластера |
---|---|
|
|
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Возможности развития кластера | Угрозы развития кластера |
|
|
|
Анализ развития туристской сферы позволяет сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурснообеспеченной региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристического потенциала территории.
Существующие преимущества развития туристской отрасли Самаркандской области являются благоприятной основой для создания и развития кластеров в регионе. Первоочередными шагами Хокимията области являются:
- проведение глубокого анализа конкурентоспособности туристских предприятий, включая изучение текущего положения и потенциала существующих хозяйствующих субъектов, их продукции и услуг, учебных заведений и научных организаций, а также инвестиционного и кадрового потенциала области для создания перспективных (пилотных) кластеров, возможных механизмов и форм получения финансовой поддержки на государственном уровне, реализации проектов ГЧП и т.д.;
- пропаганда и организация активного общественного обсуждения преимуществ кластерного подхода как эффективного инструмента активной политики развития туризма на региональном уровне;
- создание и подготовка перспективных инвестиционных площадок, включая обеспечение их инженерной и транспортной инфраструктурой для привлечения прямых инвестиций в туризм.
Проведение подготовительной работы позволит Хокимияту области перейти к системным действиям по использованию существующих возможностей для создания и развития кластеров. Ключевыми направлениями на данном этапе являются:
- определение и формирование наиболее перспективных (или пилотных) потенциальных туристских кластеров на основании сбалансированного подхода между развитием традиционных видов туризма и поиском новых возможностей;
- стимулирование взаимовыгодного взаимодействия экономических субъектов, учебных заведений и НИИ в рамках создания перспективных (пилотных) кластеров, создание координационных и совещательных органов, содействующих развитию перспективных кластеров (координационных советов), согласование и определение приоритетов развития их потенциальных участников с возможностью разработки стратегии развития кластеров;
- разработка политики развития туризма Хокимията Самаркандской области и организация мер по ее реализации;
- разработка региональных инвестиционных проектов с участием потенциальных участников кластеров для получения финансовой поддержки от государства в рамках целевых программ
- выбор и активное «точечное» привлечение инвесторов для локализации туристских предприятий на территории Самаркандской области с целью «доукомплектования» создаваемых перспективных кластеров.
В связи с вышесказанным назрела необходимость подготовки методологических основ создания кластеров на территории Самаркандского региона.
Список литературы