16+

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ

Aннотация

Структурные преобразования в экономике тесно связаны с политической системой, экономической, социальной структурами общества и как результат, являются эффективным механизмом достижения экономического прогресса на устойчивой основе. Для разработки научно-практического инструментария государственного управления структурными преобразованиями в экономике региона необходимо учитывать мировую практику развивающихся стран, добившихся успеха в данном направлении. В статье рассмотрен опыт государственного управления структурными преобразованиями в экономике на примере Китайской Народной Республики, Республики Чили и Социалистической Республики Вьетнам, проведен сравнительный анализ, выявлены общие тенденции и закономерности, а также особенности осуществления структурных преобразований. Результаты исследования послужат основой при дальнейшей разработке теоретических и практических рекомендаций по развитию механизмов государственного управления социально-экономическим потенциалом региона.


Введение. Изменения в экономической системе приводят, прежде всего, к изменению ее структуры. Однако структурные преобразования не всегда выгодны для субъектов экономической системы, так как могут являться регрессивными. Это зависит от того, со стороны интересов какого субъекта и в какой системе координат рассматривается тот или иной структурный сдвиг, или изменения в системе.

Структурные изменения тесно связаны с социальной сферой, поскольку неквалифицированный подход к осуществлению структурных преобразований со стороны государства способен уменьшить общественное благосостояние, что в итоге может стать причиной экономического кризиса. Существуют и положительные примеры масштабных преобразований. Конференция Организаций Объединенных Наций по торговле и развитию в своем Докладе о наименее развитых странах за 2014 год, посвященного теме роста экономики при структурных преобразованиях, рассмотрела вопрос о том, какие уроки можно извлечь из опыта таких развивающихся стран, как Китайская Народная Республика (КНР), Республика Чили и Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) [6, с.15]. Эти страны были выбраны из-за их стремительного социально-экономического развития благодаря структурным преобразованиям экономики.

Цель статьи: на основе сравнительного анализа рассмотреть опыт реализации структурных преобразований в экономике на примере Китайской Народной Республики, Республики Чили и Социалистической Республики Вьетнам с целью выявления особенностей, общих тенденций и закономерностей государственного управления структурными преобразованиями.

Методы исследования. Теоретической основой исследования является использование таких научных методов как: обобщение, описание, а также сравнительный анализ зарубежной практики государственного управления структурными преобразованиями в экономике.

Объектом исследования является государственное управление структурными преобразованиями в экономике.

Результаты исследования и их обсуждение. В своей основе китайская стратегия содержит особый подход к экономической реформе, который отдает предпочтение микроуровню. При приоритете микроуровня изначально создаются стимулы на основе привлечения институциональных механизмов, как необходимого первого шага в направлении к большей либерализации рынка [6, с.18].

Важной особенностью структурных преобразований является тот факт, что формирование рынка не является целью, а рассматривается как средство повышения эффективности хозяйствования [7, с. 31]. Следует отметить, что политика реформ и открытости экономики Китая осуществлялась эволюционными методами, без решительного разрушения прежних экономических структур [10, с. 95]. В результате преобразований, осуществленных в Китае в конце 1970-х гг., в стране были созданы условия для феноменального рывка в экономике и уже к началу 1990-х гг. китайским реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный хозяйственный механизм.

Характерные черты структурных преобразований в экономике КНР:

  • приоритетным направлением для деятельности созданных хозяйственных структур стало удовлетворение первоочередных потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления;
  • вместо обвальной либерализации экономики за основу проведения реформ было взято эволюционное, поэтапное, с экспериментальными проверками продвижение к рынку на основе двусторонней стратегии (государство и рынок);
  • формирование рыночной экономики заключалось в развитии многообразных форм собственности: коллективных, единоличных, частных и т.д.;
  • реформа была направлена на уменьшение дефицита экономики, с этой целью создавались новые коммерческие структуры, активно привлекались зарубежные инвестиции;
  • государство беспрерывно осуществляло макроконтроль над экономикой [1], параллельно стимулировалась хозяйственная инициатива на микроуровне;
  • сохранялось структурное планирование, опирающееся на значительный по объему фонд централизованных капитальных вложений [7, с. 32];
  • применялось ступенчатое продвижение региональной экономики.Правительство поощряло развитие восточных регионов, наряду с этим, укрепив в отношении центральных и западных регионов политику оказания помощи - осваивание ресурсов малоразвитых регионов;
  • в целом структурные преобразования и реформы осуществлялисьисходя из особенностей страны.

Вследствие динамичного развития экономической реформы потребовалось провести ряд соответствующих преобразований во внутри- и внешнеполитической жизни страны. Однако административная реформа не предполагала создание кардинально новых моделей управления, предполагалось «самосовершенствование и саморазвитие» социализма с сохранением сильной роли партии, государства, повышение эффективности их деятельности [8, с. 76]. Содержание такой перестройки заключалось в ограничении прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность хозяйственных организаций.

Существует мнение, что КНР следует относить не к постсоциалистической, а посттоталитарной стране, следовательно, осуществленные социальные, экономические и политические преобразования необходимо определять, как институциональные, а не постсоциалистические. Это, в первую очередь, свидетельствует не только о количественных изменениях структуры экономики КНР, но и о ее качественном сдвиге.

Чили — одна из наиболее стабильных и динамично развивающихся стран Латинской Америки. Модернизация Чилийской экономики столкнулась с весьма стандартным препятствием – недостаток средств и ресурсов, вследствие чего правительство не стало отдавать приоритет новым технологиям, а сделало ставку на целесообразное использование уже имеющихся мощностей [3, с. 20]. По мнению ряда ученых структурные преобразования, осуществлённые в годы правления военного режима и продолженные демократическими правительствами в 1990-е гг., наряду со взвешенной макроэкономической политикой обеспечили относительную устойчивость и эффективность чилийской экономики .

Структурные преобразования в экономике страны можно разделить на несколько этапов.

Первый этап экономических преобразований (1973-1981 гг.). Стабилизация экономической ситуации осуществлялась с помощью «шоковой терапии», которую рекомендовали «чикагские мальчики».Это была программа жестких неолиберальных реформ и заключалась в кардинальном отказе от государственного протекционизма и создании рыночной экономики открытого типа [2]. Основные положения программы:

  •  потенциал роста экономики зависел от развития самых конкурентоспособных, динамичных экспортных отраслей;
  •  экономическая политика делала упор на конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, осуществлялась целенаправленная и диверсифицированная поддержка экспортного производства, особое внимание уделялось продвижению торговых брэндов;
  • стратегия развития предполагала преобразование страны в ведущего мирового экспортера товаров основных отраслей экономики -горнодобывающей промышленности и производство сельскохозяйственных продуктов;
  • осуществлялась масштабная приватизация государственного сектора экономики;
  • в сельском хозяйстве наблюдалось формирование нового предпринимательского класса земельных собственников, способных к производству и реализации конкурентоспособной аграрной продукции;
  • оздоровление финансовой сферы и преодоление колоссальной инфляции осуществлялось за счет резкого сокращения бюджетных расходов.

Второй этап экономических преобразований (1982—1989 гг.) проходил в условиях мирового финансово-экономического кризиса 1982 – 1983 гг., влияние которого на Чили с ее рыночной ориентацией и полным отсутствием государственного регулирования оказалось наиболее разрушительным. Последствия кризиса заставили откорректировать жесткую рыночную модель «чикагской школы» [2]. Этот этап характерен следующим:

  • отказ от жестких либеральных схем, развитие взаимодействия рыночных механизмов и методов государственного регулирования экономики;
  • принятием новой налоговой реформы, суть которой заключалась в инвестировании в производство и стимулировании внутренних сбережений;
  • интенсивным кредитованием со стороны иностранных банков и МВФ (1983-1985 гг.);
  • деятельностью организация «ПроЧили» (ProChile), в задачи которой входила поддержка экспортной деятельности предприятий, создание имиджа чилийских товаров как самых лучших и качественных.

Однако реальные положительные сдвиги проявились только в 1980 – 1981 гг., когда в результате структурных преобразований и повышения производительности труда в наиболее конкурентоспособных экспортных отраслях экономический рост составил 7,8 % (после 1 % в 1974 г.), а инфляция с трехзначных цифр снизилась до 9,5 % [2]. По общепризнанному мнению, в период этих экономических преобразований экономика Чили переживает восстановление, однако, в большей мере оно обусловленное активным притоком иностранного капитала.

Отличительной чертой структурных преобразований в чилийской экономике является противоречие между практикой неолиберализма, которая предполагает минимизацию участия государства в экономике и философией диктатуры, основывающуюся на концентрации государства и беспредельном расширении политического пространства. Более того, политика структурных преобразований военного правительства Чили, в отличие от китайской и вьетнамской, не ставила перед собой задачи принципиального улучшения качества жизни для всего населения. Доходы чилийцев, как индикатор качества жизни, в период военной диктатуры росли на много медленнее, чем ВВП. Указанные факты стали причиной роста социально-экономического неравенства, большая часть населения оказалась за чертой бедности.

Вьетнамский опыт интересен тем фактом, что уровень высокой динамики развития был достигнут за счет неортодоксальной политики преобразований сложившегося общественного строя. Ускорение темпов роста, а с ним доходов населения по мере формирования рыночного хозяйства, обусловлено активным развитием базовых отраслей промышленности и сферы услуг, связанных с, подъемом тропического земледелия, интенсивным развитием водного хозяйства и смежных отраслей [4, с. 10]. Как итог, Вьетнам быстро интегрировался в мировую экономику и смог решить возникшие ранее социальные проблемы.

Во Вьетнаме был реализован ряд политических мер с целью изменения основы экономической структуры в корне, предполагалось проведение постепенной экономической реформы вместо быстрой и радикальной реформы. Характерной чертой для СРВ и КНР является тот факт, что экономические преобразования были первоочередными и повлекли за собой политические преобразования.

В 1986 г. стартовала Республиканская стратегия, получившая название «экономическое обновление». Перед программой стояли две первоочередных цели: обеспечение перехода от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике; оказание поддержки экспорториентированным производствам для выправления антиэкспортного крена прежней экономической системы [6, с. 21]. Техническое перевооружение, совместно со становлением крупного промышленного производства и развитием рыночного хозяйства стали основами изменений структуры экономики и принципов хозяйственного развития.

Необходимо отметить, что вьетнамская стратегия развития во многом базируется на опыте реформирования в Китае. Данное обстоятельство объясняется схожестью изначальных условий, географическим положением стран, однотипностью политического строя

Одним из главных достижений Вьетнама стал подъем крайне отсталого сельского хозяйства, в частности, рисоводства и смежных традиционных отраслей, обеспечивающих средства существования для значительной части населения, сырье, валютные поступления от экспорта для развития промышленности [4, с. 19]. Повышение эффективности сельскохозяйственной отрасли стало основой формирования существующего типа экономического роста. Таким образом, можно утверждать, что ведущим преимуществом осуществляемых структурных преобразований в СРВ является первостепенность реформирования деревень.

Как и в КНР, правительство СРВ реформировало структуру собственности, значительно расширив ее формы. Отмечается тенденция сокращение влияния со стороны государственного сектора, однако стратегические сферы экономики и природные богатства по-прежнему остались подвластными госструктурам. Это позволило усилить социально-экономическое положение страны и ограничить влияние иностранного капитала.

В итоге преобразований структура экономики СРВ превратилась из аграрной в индустриально-аграрную, сфера услуг стала оказывать заметное влияние на общеэкономическую динамику, что, по сути, является структурным сдвигом.

Заключение. По результатам исследования было установлено, что в двух странах (КНР, ВНР) структурные преобразования представляют собой результат эволюционного развития государства, как в политическом, так и в экономическом секторе и только в Чили структурные преобразования носят революционный характер. Так же можно утверждать, что гибкость внутренней политики и нетрадиционный подход к осуществлению структурных преобразований со стороны государства выступают определяющими фактором успешных стратегий экономического развития.

В проанализированных странах первоначальные структурные преобразования отчасти отвечают общепринятым рекомендациям в отношении социально-экономической политики развития. В большинстве случаев прослеживается тенденция сочетания инновационных решений и традиционных подходов с учетом экономических, социальных и культурных особенностей каждой страны.

Узловой точкой развития является ориентация на целостную стратегию экономического роста, а не обвальная либерализация экономики, даже если принятая стратегия не совпадает с общепринятыми подходами к экономическим реформам и преобразованиям. Не менее важным фактором реализации структурных преобразований является качество государственных институтов страны.

В разработке стратегии структурных преобразований целесообразность и их эффективность следует оценивать не с точки зрения экономического развития, а с точки зрения того, способствуют ли подобные изменения развитию человеческого потенциала, особенно в развивающихся странах. Программа структурных преобразований, отвечающая интересам человеческого развития, позволит расширить возможности внутренней политики стран, поможет сформировать в обществе позитивные ожидания и психологические установки, ориентирующие людей на активную, экономическую деятельность и сотрудничество с государством, что поспособствует общественной поддержке рыночных преобразований. Предпочтение в осуществлении структурных преобразований следует отдавать постепенному и поэтапному подходу, на начальном этапе структурных преобразований акцент целесообразно смещать в сторону расширения политического пространства.

Результаты проведенного анализа зарубежной практики структурных преобразований экономики могут быть использованы в разработке концепции совершенствования механизма государственного управления экономическим развитием региона.

Список литературы

 

  1. Дингуй Х. Китай: подходы и особенности экономических преобразований // Проблемы теории и практики управления: электронный журнал, 2000, №6. URL: http://vasilievaa.narod.ru/default.asp.htm (дата обращения 23.11.2015).
  2. Дьякова Л. Чилийская модель развития // Свободная мысль, 2014 URL: http://svom.info/entry/459-chilijskaya-model-razvitiya (дата обращения: 23.12.2015).
  3. Мазин А. В. Модернизация и структурные сдвиги в экономике Чили: Автореф. дисс. … к.э. наук. Москва, 1995. 22 с.
  4. Мазырин В. М.
  5. Марчак Д.  Семь африканских примеров, 2013. URL: http://vlasti.net/news (дата обращения: 25.11. 2015).
  6. Мухиса Китуйи. Доклад ООН о наименее развитых странах за 2014 год. Рост при структурных преобразованиях: повестка дня развития на период после 2015 года // Материалы 50 международной конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Женева, ноябрь 2014 г. Printedat United Nations – 297 с.
  7. Реус Н. И. Мировая практика государственного управления структурными преобразованиями на современном этапе // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2011. №1 (13).С. 31 – 36.
  8. Сергеев С. Реформа политической системы в Китае: замыслы и проблемы // Партийная жизнь. 1989. №19. С. 73-80.
  9. Сольф С. Доклад «Ведение бизнеса – 2010»: проведение реформ в трудные времена // Публикация Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и Palgrave Macmillan, 2010 г. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Doing_Business_2010_global_rus.pdf (дата обращения: 25.11. 2015).
  10. Чень Я.Я.Экономические трансформации в Китае как фактор развития международного туризма // Журнал международного права и международных отношений. 2010. №4. С. 95-99.