16+

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ*

Aннотация

В данной работе авторами рассматриваются проблемы политики импортозамещения в Российской Федерации. Проблема продовольственной безопасности также является немаловажной, что и указывается авторами в работе. Рассмотрены работы как отечественных так и зарубежных авторов, после чего было предложено общее понятие термина «импортозамещение». В статье рассмотрен опыт применения политики импортозамещения других стран. На основе зарубежного опыта авторами были предложена схема работы импортозамещения в России. Авторами рассматриваются вытекающие факторы импортозамещения, такие как конкурентоспособность предприятий, качество выпускаемой продукции, а также развитие малого и среднего бизнеса в стране. Также в статье рассмотрены факторы влияющие на импортозамещение: запас ресурсов в стране, ведение внешней политики, государственная поддержка политики импортозамещения. Проведена работа с данными федеральной таможенной службой, вследствие чего было выявлено заметное изменение ввоза в страну импортной продукции, особенно заметно значительное изменение в машиностроительной отрасли.


Введение

В последние годы, а именно в период после присоединения Крыма в состав Российской Федерации, наша страна переживает непростые времена. Для более наглядного примера необходимо рассмотреть несколько уже состоявшихся фатов.

Таким образом, с 2013 года в России возникла угроза продовольственной безопасности. После введения санкций против российских граждан, в ответ правительством страны было введено продовольственное эмбарго против европейских стран-санкционистов, тем самым обеспечив продовольственную безопасность российскому населению. Правительством страны была введена политика импортозамещения, которая нацелена на замену импортных товаров высококачественными российскими.

Также в 2010 года указом президента утверждена доктрина продовольственной безопасности, целью которой является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией. Нужно заметить, что гарантом доктрины является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Тем самым возникает ряд проблем:

1)                российский рынок оказался не готов предложить потребителю товар хорошего качества по доступной цене, тем самым породив дифицит некоторых товаров;

2)                рост конкуренции между товарами отечественного производства;

3)                появление на рынке фирм-монополистов, диктующих свои условия

Основная часть

С данной тематикой работают многие авторы, например такие как Алтухов А.И., Боев В.Р., Клюкач В.А., Борхунов H.A., Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Водянов A.A., Гордеев A.B., Гончаров В.Д., Киселев С.В, Коровкин В.П., Серков А.Ф., Тарасов В.И., Ушачев И.Г., Агирбов Ю.И., Фаминског И.П., Хлебутин Е.Б., Шмелев Г.И. и др., Линдсей Д.Е., Долан Э.Дж. и др.

Изучив работы вышепредставленных авторов, можно сделать вывод, что импортозамещение представляет собой замену импортных товаров отечественными, при этом учитывается социальная компонента, поддержка российских предпринимателей. Достаточно высоким показателем является тот факт, что импортозаменяемый товары изготовлены из отечественного сырья. К сожалению, сразу же возникает весомая проблема, суть которой в том, что для изготовления многих российских товаров попросту отсутствует сырье, что вынуждает многих предпринимателей к поиску новых зарубежных поставщиков, качество товара которых может быть низким или вовсе сомнительным.

Цель работы

В данной работе авторами предлагается методика решения выявленных проблем, с учетом социальных норм. Проблемы возникшие после введения политики импортозамещения затрагивают абсолютно все сферы экономики. Изначально стоит понимать, что для производства отечественной продукции необходимы ресурсы, которые, к сожалению отсутствуют. Так например, для производства колбасы и колбасных изделий до 2013 года сырье мы закупали в Украине, производителей устраивала цена, потребителей качество. Таких примеров, к сожалению, очень много в нашей стране. Рассмотрим машиностроительную отрасль. Ни для кого не секрет, что отечественные автомобили никогда не пользовались большой популярностью у автолюбителей, да и еще значительно уступали по качеству импортным аналогам. Обратившись в федеральную службу статистика, видно, что отечественные автомобили приобретаются в основном по причине ценовой доступности и в основном жителями России. Население со средним достатком и выше приобретают автомобили импортного производства.

Материалы и методы исследования

В данной работе авторами рассматривается импортозамещение в машиностроительной отрасли. За последние два десятилетия, по сведениям средств массовой информации, рынок продукции машиностроения почти полностью заполнился импортными товарами.

Ситуация в машиностроении заметно осложнилась в связи с введением Западом санкций против России. Заморожены поставки некоторых машин и изделий, включая «Мистрали», продукции двойного назначения (программное обеспечение, детонаторы и т.п.) и др. Эти события заставили власти, и не без оснований, по-иному посмотреть на проблему импорта и заговорить об импортозамещении. Проблема импортозамещения важна в первую очередь на государственном уровне и требует всестороннего изучения и выработки конкретных предложений со стороны компетентных экономических и технических центров.

Таблица 1

Импорт легковых cредств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности из различных стран*

Table 1

Import of automobile vehicles of the land transport, except railroad or tram railway vehicles, and their part and accessories from various countries *

№ п/п

Субъект РФ

Год

2013

2014

2015

1

Центральный федеральный округ

$24 986 273 937,00

$19 711 006 710,30

$9 986 514 674,80

2

Московская область

$21 191 774 606,60

$ 17 230 970 417,50

$8 718 873 790,80

3

Белгородская область

$75 164 542,90

$62 839 865,60

$32 495 763,50

*Данные с сайта Федеральной таможенной службы

Исходя из данных, приведенных в таблице 1 видно, как санкции повлияли на ввоз импортной продукции. За последние 3 года значительно снизился импорт транспортных средств на территорию Российской Федерации.

К сожалению, отечественные автомобили не соответствуют по качеству импортным, прогресс ушел далеко от нашей машиностроительной отрасли.

Можно только надеется, что благодаря государственной поддержки отечественное машиностроение выйдет на новый уровень.

Только в организации производства импортозамещающей продукции нужна реальная поддержка и помощь со стороны властей всех уровней. Целесообразно, по мнению специалистов, признать импортозамещение в машиностроении, как и в целом в экономике, приоритетным направлением с принятием соответствующего законопроекта на федеральном уровне.

На данный момент в России существует нижепредставленная схема работы импортозамещения (Рис. 1).

Рис. 1. Схема работы импортозамещения в России

Fig. 1. The scheme of import substitution in Russia

На Рисунке 1 видно, какие внешние и внутренние факторы влияют на импортозамещение, и как само импортозамещение влияет на внутреннюю экономику страны.

Каждый фактор по своему важен, но в совокупности влияют на всю экономическую ситуацию в стране.

Не маловажно заметить, что одним из вытекающих факторов является изменение конкурентоспособности в стране. Нужно отметить тот факт, что крупные предприятия теперь стали монополистами, что в конечном итоге влияет на ценовую политику в стране. Если рассматривать сложившуюся ситуацию со стороны производителя, то она является положительной. Компания-монополист может диктовать свои условия на рынке и предлагать ту продукцию, которую она произведет, что соответственно для потребителя не является приемлемым. Если еще в советские времена  такое положение обстоятельств устраивало всех, то в настоящее время потребитель достаточно избалован и требует высокой ассортиментной линейки. А в сложившейся ситуации потребитель вынужден приобретать тот продукт, который ему предлагает производитель.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторами предлагается ряд действий по применению политики импортозамещения на отечественных предприятиях, а также для поддержки и роста конкурентной позиции предприятий:

1)                создавать вновь организуемым предприятиям, производящими импортозамещающую продукцию, льготные условия кредитования и освободить их на определенный период от уплаты налогов.

2)                разработать и принять на уровне региона целевую программу по импортозамещению машиностроительной продукции не менее, но и не более чем на пять- шесть лет;

3)                федеральным и региональным властям - принять меры к прекращению потока финансовых средств на Запад и направить их на развитие своей экономики, в том числе и на импортозамещение в отрасли машиностроения;

4)                министерствам и ведомствам, занимающимся машиностроением, перейти к предоставлению услуг предпринимателям в выборе продукции для постановки на производство, поддержке и помощи в период становления и развития, выполняя при этом роль координатора и научно-технического консультанта;

5)                возобновить подготовку рабочих кадров. Ведь за годы реформ не стало токарей, фрезеровщиков, операторов, слесарей, электриков - все ушли на фронт охраны, торговли, в безработные, а подготовкой рабочих кадров в профессиональных училищах и на заводах заниматься прекратили;

6)                Минобрнауки совместно с региональными властями - воссоздать отраслевые научно-исследовательские институты и центры научно-технического обслуживания с подразделениями по импортозамещению;

7)                по опыту других стран и советских времен ввести стратегическое планирование важнейших видов продукции машиностроения;

8)                на федеральном и региональном уровнях - решить вопрос по возрождению центров, изучающих обоснованность приобретения оборудования и компонентов по импорту и ограничивать закупки в случаях, когда их производство организовано на отечественных предприятиях;

9)                организовать собственное производство средств электроники. Это позволит повысить ответственность производителей и обеспечить надежность и безаварийность летательных аппаратов и других важнейших типов техники. Выполнение этих мероприятий (далеко не полный список) будет способствовать решению многих проблем импортозамещения и развития машиностроительных производств, научно-технического прогресса, увеличения рабочих мест, ликвидации безработицы и решению других социально-экономических задач. Это позволит стране выйти в лидеры мирового машиностроения.

После введения программы импортозамещения нашим правительством отечественные предприятия смогли привести в в максимальное использование производственные мощности, что соответственно увеличило объем продукции, поставляемой на рынок.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что программа импортозамещения направлена только на внутреннюю экономику, что с одной стороны хорошо, для отечественных промышленных предприятий. Но проанализировав опыт зарубежных стран, снижается конкуренция, что ведет за собой снижение рабочих мест и качества выпускаемой продукции. Поэтому, проанализировав историю политики импортозамещения, ее необходимо использовать на краткосрочный период, чтобы не привести национальную экономику к спаду.

 

*Статья подготовлена по гранту «Разработка механизма повышения конкурентоспособности предприятий в условиях импортозамещения» в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы.

 

Список литературы

  1. Debowicz, D., Segal, P. Structural change in Argentina, 1935–1960: the role of import substitution and factor endowments The Journal of Economic History, 2014 - Cambridge Univ Press
  2. Maddison, Angus. Historical Statistics of the World Economy: 1–2008 AD. March 2010, downloaded 18 April 2013. http://www.ggdc.net/maddison/oriindex.htm.
  3. Maurizio, Roxana. “Determinants of International Migration in Argentina: Differences Between European and Latin American Flows.” Universidad Nacional de General Sarmiento and CONICET, 2011. http://ssrn.com/abstract=1865872.
  4. Schaffer, Mark E. «egranger: Engle-Granger (EG) and Augmented Engle-Granger (AEG) cointegration tests and 2-step ECM estimation,» 2010. Available online at http://ideas.repec.org/c/boc/bocode/s457210.html.
  5. Дубровина, Т. А. Инструменты повышения конкурентоспособности // Белгородский экономический вестник. 2015. № 4 (80). С. 191-196.
  6. Импортозамещение в России: перспективы и пути развития // Территория Нефтегаз. 2010. № 6. С. 104-105.
  7. Коровкин, И. Импортозамещение и рационализация системы заготовок – основа решения проблемы продовольственной безопасности в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. №1. С. 37-38.
  8. Максимчук, Е. В. Суворова, А. А. Некоторые экономические аспекты импортозамещения // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 6. С. 109-112.
  9. Омарова, З. Ю. Импортозамещение на российском рынке автомобильных деталей для легковых автомобилей: автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук / Государственный университет управления. Москва, 2007.
  10. Сомина, И. В., Костромицкая, О. И. Импортозамещение в промышленности строительных матреиалов: проблемы и перспективы. // Белгородский экономический вестник. 2015. № 4 (80) С. 115-120.
  11. Фальцман, В. К. Конкурентоспособность России на рынках большой Европы и мира. Колл. монография Института Европы РАН. М.: Весь мир, 2014.