16+

Мария Сергеевна Старикова

Учёная степень: доктор экономических наук

Учёное звание: доцент

Страна: Россия

Город: Белгород

Организация: Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

Должность: профессор кафедры маркетинга

Научная биография:

Ученая степень – доктор экономических наук по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность). Докторская диссертация на тему «Теория и методология адаптивного управления промышленной корпорацией на основе эффективных деловых взаимодействий» защищена в диссертационном совете в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г.Шухова (2015 г.).

Должность – профессор кафедры маркетинга ФГБОУ ВО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова».

Область научных интересов:специалист в области экономики и управлении промышленными предприятиями, маркетингового анализа бизнеса, маркетинга и брендинга территорий, регионального развития, эффективности партнерства, экономической интеграции в отрасли, инновационного развития экономических систем.

Основные научные результаты:

- расширено понимание адаптивного управления промышленной корпорацией, базирующееся на отношенческой концепции, под которой понимается целостная система взглядов на поддержание стабильного развития на основе реагирования на возможные изменения внешней среды, включая превентивные меры в виде построения эффективной системы взаимодействий;

- разработан и апробирован методический подход к оценке качества адаптивного управления промышленной корпорацией на основе измерения интрастабильности ее развития и степени турбулентности среды ее функционирования;

- введен в научный оборот термин «адаптационный потенциал взаимодействия», который трактуется как характеристика возможной степени влияния сотрудничества с субъектом рынка на приспособляемость корпорации к изменяющимся условиям внешней среды и позволяет классифицировать формы деловых взаимодействий с точки зрения их влияния на скорость приспособления к внешним трансформациям и на характеристики деловой среды;

- разработана методика оценки эффектов взаимодействий промышленной корпорации с субъектами рынка, которая измеряет синергию как разницу между существующей рыночной долей корпорации и ее долей в системе покупательских оценок продукции, представленной на рынке, и отличается от существующих методик не только используемой системой показателей, но и тем, что позволяет провести группировку промышленных корпораций по уровню эффективности взаимодействий;

- разработана система методических рекомендаций по оценке ожидаемой результативности деловых взаимодействий, интегрируемой из системы частных показателей, для оценки которых сформированы количественно-лингвистические шкалы, облегчающие экспертную оценку.

Научный статус:

- автор более 130 научных работ, в том числе более 30 монографий и учебных пособий (индекс Хирша РИНЦ: 20, индекс Хирша Scopus: 3);

- входит в состав редакционных коллегий журналов Modern Economy Success, Russian Economic Bulletin (перечень ВАК) и редакционного совета журнала Вопросы инновационной экономики (перечень ВАК);

- член диссертационного совета БелГУ.08.01 по специальностям 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: региональная экономика, маркетинг), 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики;

- член диссертационного совета Д 212.014.08 по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями, экономика, организация и  управление  предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность) при БГТУ им. В.Г. Шухова.

Выполненные научные проекты:

- «Совершенствование механизма взаимодействия вуза и предприятий реального сектора экономики региона на основе маркетинга отношений» (2015-2016 гг.);

- «Теория и методология развития приграничного региона в контексте изменения векторов международного сотрудничества» (2017-2019 гг.);

- «Управление привлекательностью региона на основе маркетинговых технологий» (2020-2021 гг.);

- «Теория, методология и инструментарий реализации инновационной траектории развития экономических систем в условиях неоиндустриальных вызовов» (2020-2022 гг.).

SPIN-код РИНЦ: 9520-6505, Scopus Author ID: 55886348800,

ORCID: 0000-0002-5293-9402, Web of Science ResearcherID: N-8697-2016.

Основные труды:

  1. Starikova M.S., Ponomarev I.N. The Marketing Potential of the Region as A Driver of Its Economic Development // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2020). Far Eastern Federal University. 2020. С. 2007-2015.
  2. Старикова М.С., Пономарев И.Н. Анализ и уточнение атрибутов позиционирования региона для аудитории инвесторов // Практический маркетинг. 2020. № 10 (284). С. 34-40.
  3. Старикова М.С., Гиамфи Э.Д. Модернизация управленческого инструментария оценки продуктового ассортимента промышленного предприятия // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 12. С. 3121-3138.  
  4. Микалут С.М., Старикова М.С., Кузьменко Я.В., Рябикина В.В. Ключевые факторы успеха управленческого консалтинга и их влияние на результативность консалтингового проекта // Лидерство и менеджмент. 2020. Т. 7. № 4. С. 677-696. 
  5. Старикова М.С., Чижова Е.Н., Щетинина Е.Д. Социально-экономические и маркетинговые риски технологического предпринимательства // Экономический вектор. 2020. № 1 (20). С. 38-44.      
  6. Старикова М.С., Дубровина Т.А. Трансформация рыночной среды промышленных предприятий как результат проявления эффектов импортозамещения // Экономика. Информатика. 2020. Т. 47. № 4. С. 771-782.
  7. Щетинина Е.Д., Старикова М.С., Пономарева Т.Н., Петимко А.М., Дубровина Т.А., Сомина И.В., Растопчина Ю.В., Кочина С.К., Щетинина Е.А. Маркетинг и менеджмент в условиях цифровизации экономики / под редакцией доктора экономических наук, профессора Е.Д. Щетининой. Белгород, 2020.
  8. Гиамфи Э.Д., Денике Л.В., Драпак Т.С. Ключевые аспекты развития интернетмаркетинга на малых предприятиях // XII Международный молодежный форум "Образование. Наука. Производство". Материалы форума. Белгород, 2020. С. 2669-2672.
  9. Денике Л.В., Пономарев И.Н. Исследование параметров идентичности бренда и составление портрета целевой аудитории // XII Международный молодежный форум "Образование. Наука. Производство". Материалы форума. Белгород, 2020. С. 2703-2707.
  10. Старикова М.С., Пономарев И.Н., Джунтини М.А. Факторы развития маркетинга территорий в социальных сетях // Актуальные проблемы экономического развития. Сборник докладов XI Международной заочной научно-практической конференции. Белгород, 2020. С. 363-366.
  11. Doroshenko Yu.A., Malykhina I.O., Somina I.V., Starikova M.S. Improving the Methodological Tools for Assessing the Contribution of the Innovation and Investment Component to Increase the Cost of High-Tech Business // SHS Web of Conferences. The conference proceedings. 2019. С. 00148.
  12. Doroshenko Y.A., Starikova M.S., Somina I.V., Malykhina I.O., Riapukhina V.N. Strategic Analysis of Competitiveness of High-Tech Companies as a Tool for Managing the Region's Innovative Development // Journal of Applied Engineering Science. 2019. Т. 17. № 4. С. 579-584.
  13. Дорошенко Ю.А., Старикова М.С., Сомина И.В., Малыхина И.О. Повышение результативности высокотехнологичных компаний на основе взаимодействий с субъектами инновационной среды // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 4. С. 1279-1293.
  14. Дорошенко Ю.А., Старикова М.С., Сомина И.В. Сравнительная оценка приграничных и внутренних регионов Российской Федерации по уровню развития человеческого капитала // Современная экономика: проблемы и решения. 2019. № 12 (120). С. 251-259.
  15. Старикова М.С., Пономарев И.Н., Дадалова М.В., Пономарева Т.Н. Проблемы и пути совершенствования маркетинга территорий опережающего развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 4. С. 609-620.       
  16. Schetinina E.D., Starikova M.S., Schetinina E.A., Soloviev D.B. Methodology of Assessment and Analysis of Regional Competitiveness Based on the Evolutionary Theory // Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018). 2018. С. 1301-1304.
  17. Старикова М.С., Растопчина Ю.Л. Выбор модели сотрудничества с корпоративными покупателями на региональном рынке строительных материалов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 11. С. 146-155.
  18. Старикова М.С. Адаптационный потенциал вертикальных взаимодействий предприятия промышленности строительных материалов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 4. С. 133-140.
  19. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Ткаченко В.В. Методика обоснования предпринимательской стратегии в сфере закупок // Современная экономика: проблемы и решения. 2018. № 9 (105). С. 44-53.
  20. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. Креативный потенциал как основа инновационного развития региона Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8. № 2. С. 235-254.