ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ (CASH MANAGEMENT)
Aннотация
Актуальность темы исследования. В современных условиях финансовой нестабильности экономики, введения внешнеэкономических санкций против России все актуальнее становится вопрос о повышении эффективности управления финансовыми потоками крупных холдинговых компаний, которые занимают значительную долю в ВВП страны. Ежегодно коммерческие банки запускают новые комплексные программы и услуги, способные оказывать финансовую поддержку по управлению денежными средствами финансовых компаний. Одним из новых способов, предназначенных для эффективного осуществления расчетов и контроля за финансовой деятельностью предприятий являются услуги сash мanagement. Данные продукты максимально автоматизированы и позволяют корпоративным клиентам банков осуществлять оперативное управление остатками на банковских счетах, решать проблемы кассовых разрывов, оптимизировать процентные доходы или расходы и т.д.
Материалы исследования. В статье исследованы основные продукты, предоставляемые коммерческими банками крупным корпоративным клиентам по управлению денежными средствами, выявлены особенности развития сash мanagement в России, проанализирован отечественный рынок банковских услуг в данном сегменте.
Методология. Для проведения исследования были использованы методы экономико-математического анализа, сравнения и другие методы.
Результаты. Определены проблемы и направления развития услуг сash мanagement в России.
Ключевые слова: сash мanagement, крупные корпоративные клиенты, коммерческие банки, расчетный центр клиента, сash рooling, host-to-host соединения, мульти-банкинг
Введение
Современные реалии трансформации банковской системы требуют развития банковского обслуживания, основанного на внедрении инновационных подходов и методов работы с использованием информационных технологий, сложных форм расчетов и применения неценовых методов конкуренции. Эти процессы подразумевают изменения в продуктовой линейке, оптимизацию организационной структуры, реинжиниринг бизнес-процессов, что повышает гибкость бизнеса для клиентов и конкурентоспособность для банков. Общая информатизация банковской деятельности позволит с минимальными издержками и высокой точностью значительно увеличивать количество транзакций, получать прибыль с осуществления платежей во всех сферах деятельности корпоративных клиентов.
Увеличение и усложнение потребностей корпоративных клиентов в расчетном обслуживании, развитие современных технологий управленческого учета и бюджетирования, банковских технологий по управлению денежными средствами корпоративных клиентов способствовали формированию и необходимости развития такого направления банковского бизнеса как cash management (кэш-менеджмент). В классическом понимании cash management включает широкий спектр специальных банковских услуг по управлению наличными денежными средствами крупных корпоративных клиентов.
Основная часть
Cash management используются в развитых странах Запада последние 20 лет и являются неотъемлемым элементом банковского обслуживания корпоративных клиентов. Естественно, используя зарубежные технологии, российские филиалы иностранных банков первыми предложили подобные услуги на российском рынке. К примеру, Ситибанк начал работу по направлению cash management в России в 1997 году, Альфа-банк – в 2005 году.
По оценкам аналитиков RAEX (Эксперт РА), в 1 полугодии 2016 года объем чистых доходов российских банков от предоставления услуг кэш-менеджмента вырос на 15% против 20%-го сокращения годом ранее и составил около 180 млрд. рублей. Доля доходов от услуг по управлению ликвидностью компаний в чистых процентных и комиссионных доходах банковского сектора в рассматриваемом периоде составила около 15%. По итогам 1 полугодия 2016 года чистые процентные доходы банковского сектора выросли на 19%, чистые комиссионные доходы – на 13%. В таблице 1 представлен рейтинг российских банков по объему доходов от кэш-менеджмента за январь-июнь 2016 года [7].
Исходя из данных таблицы 1, можно сказать, что около половины комиссионных доходов банковского сектора по операциям с корпоративными клиентами приходится всего на два банка - это ПАО Сбербанк и Альфа-банк. В совокупности на топ-5 банков-лидеров приходится около 62% полученных доходов сектора. К основным причинам растущей популярности кэш-менеджмента можно отнести: консолидация и укрупнение бизнеса; рост масштаба расчетных операций и создание корпоративных казначейств, стремящихся получить полный контроль над финансами, сократив при этом время на принятие финансовых решений.
Традиционно к группе кэш-менеджмента относят расчетные продукты, позволяющие осуществлять передачу части казначейских функций, связанных с управлением ликвидностью, платежами и поступлениями средств, процентными ставками, что, в свою очередь, позволяет компаниям снижать транзакционные издержки, консолидировать операции и расширять возможности по наращиванию дохода.
Коммерческие банки видят услуги кэш-менеджмента как комплекс необходимых для клиента опций, из которых можно подобрать пакет услуг, наиболее подходящий для каждого конкретного клиента. Основные услуги, включенные в кэш-менеджмент российских банков, представлены на рис.1.
Рис. 1. Основные услуги кэш-менеджмента, предоставляемые российскими банками
Fig. 1. The main services of cash management provided by the Russian banks
Расчетный центр клиента представляет собой специализированный банковский сервис, позволяющий головной организации оперативно получать информацию о состоянии счетов своих структурных подразделений (основан на продукте компании BSS).
Cash Pooling (Кэш-пулинг) – это консолидация счетов многохолдинговых компаний в общую систему, в результате которой вся ликвидность группы компаний физически концентрируется на одном мастер-счете (физический кэш-пулинг) или консолидация счетов многохолдинговых компаний в общую систему без реального перевода средств на основной счет, в результате которой денежные средства остаются на счетах каждой организации группы, но управляет этими средствами соответствующая структура группы (виртуальный кэш-пулинг) централизованно.
Идентификация/сверка входящих платежей – банковская услуга, представляющая собой автоматическую обработку входящих платежей, которая осуществляется с помощью кодов (идентификаторов), присвоенных клиентом своим контрагентам/клиентам, заключенным договорам и пр. Банк распознает эти идентификаторы в платежных документах в адрес клиента и выгружает их в банковской выписке в системе «Клиент-Банк», после чего компьютерная программа автоматически выполняет все необходимые бухгалтерские проводки для обработки поступивших сумм.
Автоматизированная система контроля бюджета позволяет осуществлять мониторинг, контроль, управление финансовыми потоками группы компаний или многофилиальной структуры в режиме реального времени.
Под инвестированием остатков на расчетных счетах понимается инструмент по краткосрочному размещению свободных денежных средств, находящихся на расчетных счетах компаний группы с учетом общей суммы средств на счетах.
Управление счетами дочерних компаний – это банковская услуга, позволяющая головной организации контролировать платежи, осуществляемые компаниями группы со своих счетов.
Однако следует отметить, что рынок кэш-менеджмента в России только формируется и кредитные организации не ограничиваются стандартным набором банковских услуг в его пакете. Они включают также в его состав инкассации и самоинкассации, услуги онлайн-конвертации, расчеты таможенными картами, овердрафты, постоянные поручения, многофункциональную систему дистанционного банковского обслуживания, эквайринг, механизм доходных/расходных счетов и др.
Так, например, «ПАО Сбербанк» предлагает клиентам современный комплекс банковских расчетно-информационных услуг, предназначенных в первую очередь, для клиентов с разветвленной сетью филиалов и дочерних компаний в России, независимо от их территориальной удаленности. Линейка продуктов Сбербанка дает возможность холдингам осуществлять оперативный контроль за финансовыми потоками холдинга, текущей ликвидностью группы, а также эффективно управлять консолидированными средствами группы компаний» [9]. Данные варианты взаимодействия предполагают самостоятельное управление финансовыми потоками с помощью системы «Сбербанк Корпорация», которая позволяет казначейству головной компании получать полную информацию о финансовом положении компании и ее структурных подразделений.
Следует отметить, что в 2016 году около 63% банковских доходов от услуг кэш-менеджмента занимают чистые процентные доходы от остатков на счетах клиентов. Это подтверждают данные рис.2 [7].
Рис. 2. Распределение доходов по продуктам кэш-менеджмента крупнейших банков в 2016 году, %
Fig. 2. Distribution of income by cash management products of the largest banks in 2016, %
Данные рис. 2 позволяют утверждать, что комиссионные составляющие формируют оставшуюся часть доходов: доходы от расчетно-кассового обслуживания (не менее 15%), конверсионные операции (около 12%) и валютные переводы (около 6%). Высокая концентрация доходов на одном продукте свидетельствует о низкой степени проникновения российских банков в казначейские операции клиентов.
Предполагается, что до конца 2018 года умеренно высокие темпы роста банковских доходов от кэш-менеджмента сохранятся при условии стабилизации финансового состояния крупных компаний. Однако основным сдерживающим фактором развития российского транзакционного банкинга выступает востребованность узкого спектра услуг по управлению ликвидностью со стороны клиентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Основными перспективными направлениями услуг cash management будут оставаться выделенные ранее традиционные продукты: контроль платежей подразделений и исполнения бюджета, а также различные виды кэш-пулинга. Во-вторых, это бурно развивающиеся в последнее время направления корпоративного мульти-банкинга и создание банками host-to-host соединений с ERP-системами клиентов. Остановимся более подробнее на некоторых из них.
Так, контроль платежей подразделений и исполнения бюджета предполагает обеспечение поддержки корпоративному центру группы компаний в контроле платежей дочерних структур и исполнение ими установленного бюджета, посредством использования систем дистанционного банковского обслуживания. В результате клиенты могут частично передать банку автоматизацию процессов мониторинга и контроля операций дочерних подразделений на аутсорсинг - «передача обязанностей штатных сотрудников по бухгалтерскому обслуживанию (полному или частичному) специализированным сторонним организациям на договорных началах» [4, с.38]
Этот вид поддержки является альтернативным и позволят сократить время, сэкономить деньги на внедрении и поддержке собственной единой казначейской системы для всех подразделений и оправдан с точки зрения совокупной стоимости поддержки и развития.
Другим не менее перспективным продуктом cash management является материальный и виртуальный кэш-пулинг. Различные схемы материального кэш-пулинга, предлагаемые банками, позволяют группе компаний автоматически сконцентрировать свои денежные средства на едином счете, и в дальнейшем могут быть инвестированы или использованы для централизованного финансирования расходов дочерних структур. С помощью виртуального кэш-пулинга клиент банка может снизить свои общие процентные расходы в том случае, когда часть компаний его группы держит в банке кредитовые остатки, в то время как другая - пользуется овердрафтами. При этом банку нет необходимости производить физическое перераспределение средств: если кредитующиеся компании своевременно оплачивают овердрафт, то компании с положительными остатками получают бонусный процент. Такой бонус может выплачиваться в том числе на головную компанию на основании поручений участников виртуального пула.
Сегодня банки продолжают активно внедрять в свои продукты по управлению ликвидностью новые опции, не только расширяя круг доступных клиентам схем пулинга, но и предлагая услуги, новые для российского рынка. Так, например, Райффайзенбанк запустил трансграничный материальный пулинг в рублях. Для этого была проведена специальная юридическая экспертиза с участием одного из крупных партнеров-консультантов и автоматизация валютного контроля, а также разработана договорная база.
Еще одной из заметных тенденций развития системы дистанционного банковского обслуживания в России, преимущественно для корпоративных клиентов, можно назвать создание host-to-host-соединений с банком. Особенностью таких соединений является интеграция систем ERP клиента и АБС банка (host-to-host); документооборот с корпорациями по каналам SWIFT; использование систем класса «клиент-банк» для обслуживания клиентов за рубежом. Данный продукт уже реализован в Райффайзенбанке для крупного корпоративного клиента, который работает с рядом банков, используя собственную ERP-систему. В свою очередь, Альфа-Банк, Банк «ФК Открытие» запустили host-to-host-интеграцию с системой «1С». Реализованный функционал позволяет клиентам за счет отсутствия необходимости промежуточных операций импорта/экспорта документов между системами «клиент-банк» и «1С» существенно экономить время.
Однако, насколько бы совершенной не была система дистанционного банковского обслуживания конкретного банка, она позволяет клиенту управлять счетами только в этом банке-партнере и зачастую имеет специфические программные требования, к которым клиент вынужден адаптироваться. Ввиду этого, помимо соединений host-to-host активное развитие в последнее время получает идея мульти-банкинга. «Крупные компании, в особенности в текущей нестабильной политической и экономической ситуации, стараются диверсифицировать риски и разделять свои денежные потоки между разными банками. Возможность управлять денежными средствами во всех банках из «одного окна» - это не только удобно и оперативно, но и эффективно с точки зрения трудозатрат в сравнении с обычным ДБО» [10].
Заключение
Таким образом, несмотря на сдерживающие факторы взаимодействия банков и клиентов, в целом перспективы дальнейшей стандартизации и роста сотрудничества банков в предоставлении услуг cash management оцениваются экспертами достаточно высоко. Существенное влияние на развитие продуктов cash management оказывают нормативно-правовые ограничения регуляторов: отсутствует законодательная база по мобильным платежам, мультивалютному пулингу, трансграничным продуктам и др. Поэтому, «с целью повышения финансовой устойчивости банковской системы России мегарегулятор проводит планомерную работу по ее оздоровлению и переводу на три уровня: системообразующий, универсальный (федеральный) и малый (региональный)» [5, с.114]. В целом, прослеживается положительная тенденция относительно развития сash мanagement - качественно нового эффективного продукта, позволяющего крупным компаниям повысить эффективность, оперативность и прозрачность управления финансами, и соответственно снизить свои риски.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Список литературы