16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2018-4-2-0-3

Организация поддержки сельскохозяйственного производства в рыночных условиях

Aннотация

Показана роль агропромышленного сектора экономики Кыргызстана в обеспечении продовольственной безопасности страны, проблемы выявления внутренних резервов производства, направления государственной поддержки и регулирования производства, обоснованы научно-методические положения и даны предложения по совершенствованию государственной поддержки воспроизводства в сельскохозяйственных организациях. Автором показаны проблемы финансирования и кредитования аграрного сектора, основные цели и задачи организаций АПК, которые интегрируются в объединения, союзы и другие формирования, пути модернизации экономики в условиях интеграции. Приведены материалы по распределению кредитов банков среди отраслей, существующие риски и пути их преодоления. Предложены практические аспекты развития интегрированных формирований, базирующиеся на передовом отечественном и зарубежном опыте.

Введение

Агропромышленный сектор экономики Кыргызстана остается ключевым сектором в обеспечении продовольственной безопасности страны и занятости населения. Любое государство призвано решать задачу обеспечения населения качественным, безопасным продовольствием отечественного производства. Это актуально было всегда, а также в связи с возникновением ряда вызовов и угроз для отечественного агропромышленного комплекса и преодоления продовольственной зависимости страны. В этой связи необходимо активное вмешательство государства.

Восстановление экономической роли процесса воспроизводства требует повышения прибыльности сельского хозяйства и формирования его ресурсного потенциала. При этом сельскохозяйственные предприятия должны выявить внутренние резервы производства, совершенствовать межотраслевые отношения, улучшить воспроизводственные процессы основных и оборотных средств. Реализация государственных программ направлена на восстановление воспроизводственного процесса, повышение эффективности аграрного производства. При государственной поддержке АПК нужно учитывать возможности бюджета и обеспечить условия для функционирования аграрного сектора.

Проблемы обоснования потребности и распределения средств государственной поддержки не решены в разрезе сельскохозяйственных организаций и меры бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточны при высоком диспаритете цен на сельскохозяйственную продукцию, чрезмерной монополизации сфер, деградации ресурсного потенциала сельского хозяйства.

В этой связи, наряду с мерами бюджетной поддержки осуществляется регулирование социального положения жителей села, сельскохозяйственного труда и правового регулирования в налоговой системе, земельных отношениях. Среди направлений государственной поддержки можно отметить бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы, льготное кредитование предприятий АПК, лизинг сельскохозяйственной техники, государственные закупки сельхозпродукции и продовольствия, финансирование инвестиционной деятельности, поддержка аграрной науки.

Сельскохозяйственное воспроизводство связано с биологическими и природными процессами, находится в прямой зависимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяйственной деятельности [1, с. 2].

Среди форм, методов, направленных на повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, можно отметить стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры, снижение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда. Без государственной поддержки и регулирования невозможно льготное и безвозмездное финансирование отсталых предприятий и отраслей. 

Если посмотреть на западную рыночную аграрную политику, то можно отметить два основных направления государственной поддержки – североамериканское и западноевропейское [2, с. 15; 3 с. 61, 4, 5]. Первое направление поддерживают основные экспортеры продовольствия и сельскохозяйственного сырья (Канада, США, Австралия, Новая Зеландия), второе – западноевропейские государства, Япония и другие страны-импортеры продовольствия.

Западноевропейская система госрегулирования стимулирует внутреннее производство и импортозамещение, поддерживает определенные типы хозяйства [2, с.15]. Первая модель поддерживает сельскохозяйственных товаропроизводителей на гарантированных ценах, вторая – на выплате дотаций фермерам на продукцию. Воспроизводство в сельском хозяйстве и повышение конкурентоспособности отрасли связано с определенными рисками. Среди них – более низкая доходность и инвестиционная привлекательность аграрного сектора.

Другим видом является трудность доступа отечественных товаропроизводителей на рынок, недостаточное развитие рыночной инфраструктуры и кооперации.   

Следующий вид риска связан с зависимостью от ввоза семенного материала, племенных скота и птицы, средств защиты растений, проектных решений, сельскохозяйственной техники и оборудования. Кроме всех этих видов рисков надо отметить не отлаженность земельных отношений и дефицит кадров, способных решить социальные проблемы села. По статистическим данным, доля непосредственной занятости в сельскохозяйственном производстве составляет около 32%.

В этом секторе экономики формируется около 14% ВВП республики. В общем объеме сельскохозяйственного производства доля продукции животноводства составляет около 48%, растениеводства около 50%, лесного хозяйства, рыболовства и услуг около 2%. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан в общем объеме продукции приходится 96%, около 12% отечественной валовой продукции сельского хозяйства перерабатывается перерабатывающими предприятиями, остальная продукция реализуется в свежем виде на внутреннем и внешнем рынках [6]. Общий объем экспортной продукции составляет 15%, легкая промышленность и электричество 11 %, экспорт технического производства 13%, основная часть экспортируемой продукции приходится на рынки страны ЕАЭС.

В инвестициях нуждаются все сферы агропромышленного комплекса: отрасли, производящие материально-технические средства (I сфера), сельское хозяйство (II сфера) и перерабатывающая промышленность (III сфера). Остро стоит проблема привлечения инвесторов, зависящая от инвестиционной привлекательности объекта (региона). 

При этом особое внимание уделяется качеству законодательства в области инвестиций, особенностям сельского хозяйства (условиям, капиталоемкости, развитию инфраструктуры, государственному регулированию. 

Основная часть

Продовольственное обеспечение потребностей внутреннего рынка Кыргызской Республики – одна из проблем национальной экономической безопасности, занимающая ведущее место в политике государства и играет большое значение в устойчивом развитии экономики Кыргызской Республики. Так, в 2016 году из 9 наименований продуктов продовольственной безопасности полная самообеспеченность за счет внутреннего производства достигнута только по трем традиционным видам продовольствия: картофель – на 116%; овощи и фрукты – на 189,4% и молоко и молочные продукты – на 115,2%. В настоящее время Кыргызская Республика не имеет достаточного уровня самообеспеченности основными видами продовольствия, что приводит к высокому уровню импортозависимости. Вопросы продовольственной безопасности и питания неразрывно связаны с политическим курсом страны на устойчивое развитие.

На 30 декабря 2017 года в рамках реализации проекта «Финансирование сельского хозяйства – 5» 15 тыс. 161 сельскому товаропроизводителю выданы льготные кредиты на сумму 6 млрд 656,4 млн сомов. Однако, по данным агентства «RAEX» рейтинг кредитного климата по итогам 2017 года характеризуется с «умеренно высоким риском». Присвоенный же Кыргызстану суверенный рейтинг характеризует его как страну с низкой кредитоспособностью и с низким качеством кредитного климата. Отмечено, что развитие Кыргызстана продолжают сдерживать относительно высокий уровень госдолга, несоответствие между целевыми и фактическими значениями фискальных и монетарных индикаторов, а также низкий уровень экономического и институционального развития страны.

В рамках реализуемого проекта, государство выделило 26 тыс. га орошаемых земель в пользование, 39 тыс. га земель будут обеспечены поливом и 20 тыс. га земель будут улучшены. В итоге 77 тыс. человек получают воду через новые ирригационные сооружения. Кроме этого для повышения экспортного потенциала, ремонтируются и строятся фитосанитарные и ветеринарные пункты [9]. Из них на растениеводство направлен 1 млрд. 125,8 млн. сомов, на животноводство – 4 млрд. 126,2 млн. сомов, на переработку и услуги в сельском хозяйстве – 1 млрд. 404,4 млн. сомов.

В поддержку экспортоориентированных производств разработана стратегия “Финансирование экспорт ориентированных и перерабатывающих предприятий”. Устойчивое развитие аграрного сектора связано с решением задач привлечения инвестиций вследствие недостатка собственных источников. Наибольший размер инвестиций приходится на страны вне СНГ, так как из них было получено $176 млн. 958 тыс. Такой объем в 2 раза превышает инвестиции из стран вне СНГ, полученные в течение
I квартала 2016 года. Среди них доминируют Канада с инвестициями в размере $67 млн. 333,5 тыс., Китай – $58 млн. 635,1тыс.; Соединенные Штаты – $12 млн. 954,3 тыс. Из стран СНГ в Кыргызстан поступило $25 млн. 702,3 тыс. прямых иностранных инвестиций, в том числе $16 млн. 843,1 тыс. из Казахстана и $8 млн. 531,4 тыс. из России.  Полученные $202 млн. были распределены между 6 областями, а также городами Ош и Бишкек. Большая часть досталась Иссык-Кульской и Чуйской областям и городу Бишкек.

Всего $13 тыс. были направлены в город Ош. В Таласскую область в I квартале прямые иностранные инвестиции не поступали.

Среди факторов, ограничивающих возможности кредитных ресурсов банков, а также ведения хозяйственной деятельности можно отметить неплатежеспособность, высокие процентные ставки на кредиты. Формирование рыночной среды требует государственного регулирования.

Существующая система поставок техники по лизингу выступает механизмом поддержки производителей техники, а не сельскохозяйственных предприятий. Для совершенствования лизинговых отношений в аграрном секторе нужен контроль уровня цен на технику, льготное кредитование, поддержка машинно-технологических станций (МТС), стабилизация и рост инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий.

К проблемам финансирования и кредитования аграрного сектора можно отнести недостаточно отработанный кредитный механизм, убыточность крестьянских хозяйств, некредитоспособность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Интеграционные процессы предполагают техническое, технологическое, организационно-управленческое и экономическое единство участников. Основные цели и задачи организаций АПК, интегрированных в объединения, союзы и другие формирования, заключаются в следующем:

 – повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса, в случае необходимости перемещение оборотных средств и накопленного капитала в наиболее перспективные направления деятельности или ликвидацию временных прорывов;

- повышение привлекательности для внешних инвесторов с целью привлечения инвестиций для расширения и модернизации производства;

- обеспечение мобильности и динамичности в выборе, разработке и реализации производственных инновационных процессов при модернизации и создании новой продукции, проведение технического перевооружения на прогрессивной основе;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на нее путем правильного выбора путей реализации продукции;

- получение определенных преимуществ в выходе и использовании узких сегментов внутреннего рынка;

- получение разнообразной оперативной и квалификационной помощи, в частности, консалтинговой, маркетинговой и др.

Решение проблем инвестиционной политики позволит обеспечить сельскому населению достойный уровень жизни, приведет к росту производительности труда, увеличению выхода валовой продукции, снижению капиталоемкости производства, конкурентоспособности и рентабельности деятельности. 

Государственное регулирование путем применения стимулирующих мер и прямого вложения капитала предусматривает создание благоприятных условий для роста банковских инвестиций в сельское хозяйство. Это поддержка субъектам хозяйствования кредитами по льготным процентным ставкам, целевыми кредитами для строящихся объектов, введение ипотеки на основе залога недвижимости. Однако банки предоставляют кредит под большие проценты (около 20-36%), что требует реформирования банковской системы для предоставления кредитов под выгодный процент для сельхозпроизводителей аграрного сектора республики.

 За I квартал 2017года в Кыргызстан поступило $202 млн. 660,3 тыс. прямых иностранных инвестиций [8]. Данная сумма превышает иностранные вливания за соответствующий период 2016 года на 35,3%. В Кыргызской Республике по проекту «Финансирование сельского хозяйства-5» по состоянию на 3 августа 2017 года были выданы 9459 льготных кредитов на сумму 4 млрд. 102 млн. 448,5 тысяч сомов [9].

Среди коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений распределение кредитов выглядит следующим образом- ОАО «РСК Банк» – 2697 кредитов, ОАО «Айыл банк» – 3314, ОАО «Оптима банк» – 1206, ЗАО КИКБ – 638, ОАО «Кыргызстан» – 1036,ОАО «Бакай банк» – 568. Таким образом, вопрос увеличения объемов льготного кредитования является приоритетным для правительства республики.

Для того, чтобы эффективно функционировала система по оказанию государственной поддержки аграрному сектору региона, были устранены отраслевой дисбаланс, созданы условия развития сельских территорий и повысилось благосостояние сельхозтоваропроизводителей, сформировалась полноценная производственная и рыночная инфраструктуры, необходимо усилить регулирующее воздействие действующих институтов, регионов.

Их деятельность по решению вышеуказанных задач позволит сформировать систему устойчивого развития АПК.  Среди различных видов государственного регулирования применяется сочетание государственных и рыночных регуляторов как в Германии, Австрии, Японии, Китае, обеспечившие успех экономической системе этих государств. 

Заключение

1.Обеспечение продовольственной безопасности страны. Учитывая ограниченность местных бюджетных ресурсов, на региональном уровне направления и мероприятия государственной поддержке сельского хозяйства, порядок ее предоставления должны выбираться особенно тщательно. Среди направлений должны быть:

  • развитие семеноводства, племенного животноводства,
  • защита растений,
  • формирование информационно-маркетинговой системы,
  • лизинг, страхование и льготное кредитование.

2. Ведение органического сельского хозяйства. Эффективное производство сельскохозяйственной продукции требует кластерного подхода, которое предусматривает стратегические задачи аграрной политики, источники финансирования, потенциал роста, инвестирование, мониторинг агропромышленной политики. Для создания рынка аграрной продукции за счет рационального использования земельно-водных, материально-технических и трудовых ресурсов требуется повсеместно правильно разместить и специализировать сельскохозяйственное производство по природно-экономическим зонам, освоить технологии, направленные на повышение плодородия почв, породности скота и птицы.

3. Экономическая выгода экспортеров. Социальному развитию села необходима масштабность и целенаправленность, создание благоприятных условий для отечественных производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Задачи и сложность их решения должно быть главной стратегией обеспечения внутренних и экспортных потребностей продуктами питания и сырьем сельскохозяйственного назначения. Это позволит повысить финансовую устойчивость и доходность сельскохозяйственных организаций, различных предприятий по организационно-правовым формам и масштабам деятельности. 

4. Рост сотрудничества. Поскольку проблема модернизации экономики АПК очень сложна, требуется оптимиза­ция сети научных учреждений, разработка внедренческих работ, иннова­ционных предприятий при ВУЗах и НИИ. Со стороны государства важно уделить внимание инновационному развитию сельского хозяйства в Кыргызской Республике, ориентации на производство качественной сельскохозяйственной продукции.

5. Адаптация к условиям ЕАЭС. Актуальность названных проблем возросла в связи со вступлением страны в ЕАЭС, чей рынок может стать потребителем нашей экологически чистой продукции. Поэтому меры государственной поддержки будут зависеть от имеющихся финансовых, материальных, организационных ресурсов и целей развития, от социально-экономических и природно-климатических условий.

 

Список литературы

  1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации.-№6(42)/2001. Аналитическая записка «Необходимость поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в АПК России». [Электронный ресурс]  http://www.ach.gov.ru.
  2. Годовой отчет Национального Банка Кыргызской Республики.  [Электронный ресурс] http://www.nbkr.kg.
  3. Захарова, Е., (2009). Опыт государственной поддержки АПК за рубежом // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. – №1. – С.15-16.
  4. Курманова Г. Гендер и проблемы развития сельского хозяйства в Кыргызстане. International agricultural journal 2, 2017, С. 22-27. www.mshj.ru
  5. Куришбаев А., (2014). Только стратегическое развитие аграрной науки позволит Казахстану создать свою «Продовольственную долину» //Проблемы современной экономики. – Алматы, – 2014. – №3. – 145 с.
  6. Магомедов, А.Н., (2007). Государственное субсидирование как фактор повышения конкурентоспособности сельского хозяйства США // АПК: Экономика, управление. – 2007. – №8. – С. 61-65.
  7. Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызстана. [Электронный ресурс] http://www.agroprod.kg
  8. Министерства финансов Кыргызской Республики. [Электронный ресурс] http://www.minfin.kg/.
  9. Национальный статистический  комитет Кыргызской Республики. [Электронный ресурс] http://stat.kg/ru//.
  10. Попова О.В., (2004).  Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России: монография. – Орел: ОрелГАУ, 2004. – 213 с.
  11. Рудык, Э.Н., (2004). Социальное предприятие, социальная экономика // Социальное государство. – 2004. – №12.
  12. Сельское хозяйство Кыргызской Республики 2010-2014, (2015). Годовая публикация. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, Бишкек. 2015.- С. 12-54. – URL: http: // old. stat.kg /images/ stories/ docs/Yearbook/Agriculture/1Selxoz. pdf.
  13. Укибаева Г.К., Кочербаева А.А., (2016). Анализ современного состояния и  перспективы развития сельского хозяйства Кыргызстана. Международный научно-исследовательский журнал. Экономические науки.  12(54)  Ч. 5. декабрь 2016, С. 206-209. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.243.