16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-3-0-4

ЗАПАДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ:  ВЫСТОИМ ВОПРЕКИ
 

Aннотация

Статья посвящена изучению актуальных вопросов, связанных с применением западных экономических санкций и особенностями противостояния им Россией и Беларусью. Авторами предлагается рассматривать экономические санкции как инструмент международной конкуренции. Исследуя теоретико-методологические подходы к применению экономических санкций и противодействию им, сделан вывод о возможности и необходимости их преодоления. Проводится анализ инструментов внешнеторговой политики, применяемых на таможенной территории ЕАЭС и оказывающих воздействие на внешнюю торговлю. Доказана взаимосвязь между объемами внешней торговли и доходами бюджета от внешнеторговой деятельности. Показано значение евразийских отраслевых рынков в стабилизации экономической ситуации на таможенной территории ЕАЭС и противодействии западному санкционному давлению. Приведены предпринимаемые меры Беларусью и Россией для нивелирования западных экономических санкций. Внесены авторские предложения по противодействию экономическим санкциям в условиях таможенной территории ЕАЭС.


Введение

 Одной из характеристик развития международных экономических отношений в современном мире является жесткая международная конкуренция. В условиях ковидной пандемии усилилась конкурентная борьба за природные и энергетические ресурсы, рынки сбыта продукции, доминирование в политической, экономической и финансовой сферах. В связи с чем, в особенно открытой форме проявляется международное соперничество с использованием различного рода приемов и мер санкционного характера, в том числе в виде экономических санкций, выступающих, по нашему мнению, в качестве инструмента международной конкуренции. А также, как отмечает И.Н. Тимофеев: «На сегодняшний день экономические санкции представляют собой один из наиболее распространенных инструментов внешней политики» [Тимофеев, 2018].

При введении санкций США, Запад и другие страны, забывая о выстроенном ранее c их участием и достигнутом в достаточно высокой степени взаимовыгодном международном экономическом сотрудничестве, применяют различного рода запреты и ограничения в целях сдерживания внешней торговли, сворачивания производства продукции (товаров, работ, услуг) и разрыва межнационального человеческого взаимодействия. Введенные санкции против России и Беларуси служат тому ярким примером.

Российская Федерация и Республика Беларусь в условиях таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и интеграции в рамках Союзного государства подвергнуты многочисленным санкциям: например, в отношении Российской Федерации принято в совокупности свыше 100 различного рода санкционных решений Европейского союза (ЕС), США, Сингапура, Японии, Исландии, Канады, Лихтенштейна, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Южной Кореи [Информация о введенных, 2022; Какие санкции, 2022]. Санкции в отношении Республики Беларусь ввели ЕС, Канада, Великобритания, Швейцария, Япония и Австралия [Международные санкции, 2022]. При этом сотрудники Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI) Дж. Глаубер и Д. Лаборде, констатируют, что «и США, и ЕС предусмотрели «исключения» для секторов продуктов питания и удобрений...» [Глаубер, Лаборде, 2022], которые не подпадают под санкции.

В научных исследованиях проблематика экономических санкций выступает очень востребованной. Махмутова Е.В. констатирует, что «экономические санкции, введенные… странами Запада, фактически стали первым серьезным испытанием для ЕАЭС» [Махмутова, 2019]. Однако следует отметить, что в условиях евразийской интеграции преференциальный доступ во взаимной торговле на рынки государств-членов ЕАЭС способствует преодолению кризисных явлений.

Н.В. Воловик отмечает, что «для выхода на новые, «несанкционные» рынки белорусским производителям приходится решать многочисленные проблемы, связанные с затратами, логистикой и цепочками поставок…» [Воловик, 2022]. Вместе с тем, возможность применения льготных цен на газ и нефть смягчают воздействие этих внешних шоков.

Хейфец Б.А. обращает внимание на необходимость «…переориентации экономической интеграции на потребителя, стимулирования неформальной интеграции «снизу», которая должна стать базой для укрепления формальной интеграции на макроуровне…» [Хейфец, 2019].

Таким образом, западные экономические санкции находятся в центре научных исследований. Вместе с тем, в условиях непрекращающегося потока их введения в отношении России и Беларуси требуются дальнейшие исследования и выработки мер по их нивелированию.

Объектом исследования являются западные экономические санкции. Экономические отношения в процессе применения западных экономических санкций выступают предметом исследования. Целью статьи является исследование экономических аспектов западных санкций и противодействия им в условиях таможенной территории ЕАЭС.

Методы исследования – анализ, синтез, структурный анализ; логический, системный и комплексный подходы; статистический и сравнительный методы.

Посредством анализа исследованы отдельные элементы экономических отношений в ситуации применения санкций. Дать оценку применению западных экономических санкций позволил структурный анализ. Путем синтеза выстроено исследование объекта в целом. Применение логического подхода послужило основой теоретическому построению исследования. Комплексный подход обеспечил исследование экономических отношений в процессе применения западных экономических санкций в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕАЭС. Системным подходом реализована цель исследования. Статистическим методом обоснована эффективность противодействия экономическим санкциям. Сравнительный метод применен при сопоставлении характеристик внешней торговли и поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности, послуживших наглядным подтверждением преодоления западного санкционного режима.

Таким образом, применение научных методов и подходов познания обеспечило проведение данного исследования и достижение доказательства, что Россия и Беларусь смогут выстоять против внешних вызовов.

Работа актуальна в условиях западного санкционного давления, используемого в целях ограничения экономической деятельности России и Беларуси в условиях таможенной территории ЕАЭС.

Основная часть

Безусловно, как показывает практика, инициаторы санкционного режима победителями не становятся. И понятно, по каким причинам: формируемое десятилетиями международное экономическое сотрудничество зиждется на тесных мирохозяйственных связях, в основе которых выработанные столетиями научные подходы зарубежных и отечественных ученых, направленные на достижение международного экономического эффекта (богатства) и повышения достатка граждан всего мира.

В Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин затронул темы санкций в отношении России, «назвав происходящие события политикой сдерживания», отметив, что ... «у россиян есть достаточный потенциал, чтобы самим заработать благополучие и процветание» [Путин, 2014]. И как констатирует Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «…санкции не могут приносить пользы, это не сахар, приятного мало, но мы выстоим» [Лукашенко, 2022].

В сложившейся ситуации, когда западный санкционный режим тормозит развитие международного экономического сотрудничества, инструменты внешнеторговой политики на таможенной территории ЕАЭС подвержены осмыслению и пересмотру. Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), сформированный на основании тарифных обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией (ВТО) требует гибкого выстраивания с целью повышения его привлекательности для ввоза стратегических важных импортных товаров. Так, временно по свыше 1 500 товарным позициям установлены нулевые ставки ЕТТ ЕАЭС, включая продовольствие и товары, используемые в их производстве (мясо, молочная продукция, овощи, сахар, какао-порошок и др.) [Мясникович, 2022], а также предоставлены тарифные льготы в отношении товаров для производства фармацевтической, металлургической, электронной и другой отраслевой продукции, направленные на приток критического импорта.

В соответствии со статьями 34 и 35 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС) неотъемлемыми элементами внешнеторговой политики ЕАЭС являются режим наибольшего благоприятствования и режим свободной торговли [лаубер, Дж., Лаборде, Д., 2023]. Внешняя торговля в рамках зоны свободной торговли со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), Сербией, Ираном, Вьетнамом обеспечивает беспрепятственный ввоз импортных товаров в ЕАЭС. Однако заявленная в отношении России санкционная позиция Сингапура в рамках достигнутых договоренностей о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС и его государствами-членами свидетельствует об отсутствии конструктивности и искренности намерений в международном экономическом сотрудничестве.

Предоставляемые тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза требуют ревизии на условиях взаимности согласно списку пользователей стран, применивших санкции в отношении России и Беларуси. Также необходимо пересмотреть на условиях зеркального отражения предоставление режима наибольшего благоприятствования, определяемого на взаимной основе путем заключения много- и двусторонних международных договоров в целях предоставления другой стороне не менее благоприятных условий в области экономических, торговых и иных отношений по аналогии с любым третьим государством.

Санкционный режим в отношении России и Беларуси вынуждает шире использовать единые меры нетарифного регулирования, закрепленные Договором о ЕАЭС, в торговле с со странами-инициаторами экономических санкций, включая широкое использование запрета ввоза/вывоза товаров, количественных их ограничений; автоматическое лицензирование экспорта/ импорта товаров и разрешительный порядок их ввоза/вывоза в целях достижения экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС.

Индикатором результативности проводимой внешнеторговой политики на таможенной территории Союза и эффективности применения ее инструментов служат объемы внешней торговли товарами. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), оборот внешней торговли товарами государств-членов ЕАЭС с третьими странами за 2021 год составил 846,4 млрд долл. США, в том числе экспорт товаров – 527,9 млрд долл. США, импорт – 318,5 млрд долл. США. По сравнению с 2020 годом объем внешнеторгового оборота увеличился на 35,5%, или на 221,8 млрд долл. США, экспорт – на 44,7% (163,1 млрд долл. США), импорт – на 22,6 % (58,7 млрд долл. США). При этом основным покупателем экспортируемых государствами-членами ЕАЭС товаров выступает ЕС – 41,9% (в 2020 г. – 37,6%). В страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества поставлено 28,4% всех экспортированных товаров (в 2020 г. – 29,7%), из них, в Китай – 15,2% (16,4%), США – 3,6% (3,2%), Южную Корею – 3,6% (3,7%). В государства-участники СНГ направлено 5,8% экспорта ЕАЭС (в 2020 г. – 6,3%) [О внешней торговле, 2023].

Единое таможенное регулирование на таможенной территории Союза выступает эффективным инструментом внешнеторговой политики и позволяет наполнять доходы бюджетов государств-членов ЕАЭС, регулировать спрос и предложение, достичь стабильности цен на импортируемые и производимые отечественные товары и в целом – равновесия во внешнеторговой деятельности, осуществлять защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечивать экономическую безопасность [Тарарышкина, 2021].

Доходы от внешнеторговой деятельности государств-членов ЕАЭС находятся в тесной взаимосвязи с объемами внешней торговли и, несмотря на внешние вызовы, в последнее время наметилась тенденция их роста (таблица).

Как видно из таблицы, доходы от внешнеторговой деятельности государств-членов ЕАЭС имеют положительную динамику роста в период с 2015 по 2018 годы. В период ковидной пандемии в 2019 году в связи с закрытием границ соседних европейских государств на локдаун, наметилась тенденция снижения доходов и особенно ощутимым оно было в 2020 году. При ослаблении ковидной пандемии рост доходов в 2021 году увеличился на 8% по сравнению с 2020 годом. В целом, в республиканских бюджетах государств-членов ЕАЭС доходы от внешнеторговой деятельности составляют до 40% [Финансовая статистика, 2023].

Важным инструментом в проведении внешнеторговой деятельности служит также расширение возможности применения международных расчетов в национальных валютах государств-членов ЕАЭС, что ослабевает валютную конкурентоспособность доллара США и евро, в которых, как правило, заключались внешнеторговые контракты.

Введенные санкции в отношении России и Беларуси в условиях таможенной территории ЕАЭС вынуждают выстраивать новые направления взаимодействия с иностранными государствами, усиливать реализацию стратегических планов функционирования ЕАЭС, внедрять механизмы обеспечения экономической безопасности государств-членов ЕАЭС в целях противодействия внешним вызовам на таможенной территории ЕАЭС. Разумеется, что применение санкций в отношении двух государств (России и Беларуси) вносит сложности в торговлю других государств-членов ЕАЭС. Вместе с тем, в рамках многосторонней торговой системы государства-члены ЕАЭС с пониманием относятся к сложившейся ситуации санкционной политики в отношении России и Беларуси и поддерживают решения ЕЭК в части проводимой работы по снижению последствий санкционного режима [Мясникович, 2022].

Мощным инструментом противодействия западным санкциям выступают евразийские отраслевые механизмы при полном их запуске, установленные Договором о ЕАЭС, нацеленные на снижение зависимости от иностранных товаров и услуг в целях повышения устойчивости и роста экономики государств-членов ЕАЭС [Тарарышкина, 2022]. Наряду с функционирующими с 1 января 2016 года общими рынками лекарственных средств и медицинских изделий в ЕАЭС проводится работа по запуску других стратегических рынков: газа, нефти и нефтепродуктов, общих энергетического, транспортного, финансового рынка и скоординированной промышленной политики без барьеров, изъятий и ограничений. Это позволит развивать совместную инновационную иинвестиционную деятельность, выстроить кооперационные связи и наладить качественный выпуск электроники и замену импортных товаров, использование санкционных сырья, материалов и готовых товаров на благо участников евразийской интеграции, тем самым противодействуя западным экономическим санкциям.

В условиях жесткой международной конкурентной политики и беспрерывного введения западных санкций в целях их противодействию Россия и Беларусь вынуждены вводить аналогичные ответные меры по поддержке национальной экономики.

Так, в Беларуси установлены меры поддержки экономики в отношении экспорта и расширения кредитования экспортеров; выстраивания новых транспортно-логистических цепочек для перенаправления экспортных потоков; создания совместных с Россией импортозамещающих производств и т.д. [О дополнительных мерах, 2022]. Также приняты меры по поддержке промышленности, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта и туризма [О поддержке экономики, 2022]. Определен запрещенный к ввозу и реализации перечень товаров, происходящих из стран ЕС, США, Канады, Норвегии, Австралии, Новой Зеландии, Албании и других недружелюбных стран [О применении специальных мер, 2022; 2021].

Основной поток западных санкций направлен на Российскую Федерацию. В качестве ответных мер зеркально принят ряд российских государственных решений по применению специальных экономических мер. Запрещены международные банковские операции в иностранной валюте, введена обязательная продажа экспортерами 80% валютной выручки и др. [Какие санкции вводили, 2022].

Российскому бизнесу запрещены вывоз из России и ввоз на ее территорию отдельной продукции и сырья, ограничен экспорт некоторых видов лесоматериалов, удобрений, сырья для химической промышленности, зерновых культур [О применении специальных экономических, 2022]. В отношении поставок природного газа в недружественные страны установлен порядок расчетов за российские рубли и др. [Импортозамещение, 2023].

Заключение

В условиях нагнетающейся мировой обстановки в отношении экономической изоляции Беларуси и России, и желания недружелюбных государств достичь краха наших экономик большую роль играет противодействие санкционному режиму в рамках развития тесного межгосударственного экономического сотрудничества при выполнении Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 гг. [Об Основных направлениях, 2022]. Реализация 28 союзных программ по унификации законодательства Беларуси и России позволит достичь не только укрепления двухсторонней союзной интеграции Беларуси и России, но и углубления евразийской интеграции путем усиления сотрудничества между Союзным государством и ЕАЭС.

Слаженное взаимодействие правительств Беларуси и России будет способствовать преодолению западных санкций, созданию импортозамещения и выработке новых направлений внешнеторговой политики в целях укрепления не только двухстороннего, но и многостороннего сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Считаем также целесообразным интеграционным институтам СНГ, Союзного государства и ЕАЭС, а также структурам общественной дипломатии наладить взаимодействие с институтами ВТО, публично заявляя о необходимости восстановления порядка в применении экономических санкций на международном уровне в целях развития, а не сворачивания внешней торговли. В противном случае имеет смысл инициировать вопрос о возможности создания новой независимой от западного влияния региональной торговой организации.

 

 

Список литературы

  1. Воловик Н.П., 2022. Экономика стран ЕАЭС в условиях антироссийских санкций // Экономическое развитие России. – 2022. – Т. 29. – № 11: 20-27.
  2.  Ваганова О.В., 2019. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России/Ваганова О.В.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 21-30.
  3. Ваганова О.В. Россия и санкции // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т.8. № 1. С. 4-11. DOI:10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-1
  4. Ваганова, О. В. Динамика научного потенциала и изменение технологической структуры Белгородской области // В сборнике: социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: Эффективность и инновации. Материалы докладов Международной научно-практической конференции. Витебский государственный технологический университет, 2017. – С. 142-147.
  5. Глаубер, Дж., Лаборде, Д., 2023. Как санкции против России и Беларуси сказываются на экспорте сельхозпродукции и удобрений – IFPRI [Электронный ресурс]. URL: https://www.agbz.ru/articles/kak-sanktsii-protiv-rossii-i-belarusi-skazyvayutsya-na-eksporte-selkhozproduktsii-i-udobreniy-ifpri/ (Дата обращения: 07.02.2023).
  6. Договор о Евразийском экономическом союзе (вместе с Приложениями 1-33) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022): [подписан в г.Астане 29.05.2014] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
  7. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы [Электронный ресурс]: [подписан в г. Минске 19.05.2011] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2023.
  8. Импортозамещение, рост платежей в нацвалютах: как ЕАЭС противостоит санкционному давлению Запада [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/importozameschenie-rost-platezhey-v-natsvalyutah-kak-eaes-protivostoit-sanktsionnomu-davleniyu-zapada/ (Дата обращения: 07.02.2023).
  9. Информация о введенных санкциях в отношении Российской Федерации: Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/ (Дата обращения: 07.02.2023).
  10. Какие санкции вводили против России в 2022 году и как отвечала Москва [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/14538591(дата обращения: 07.02.2023).
  11. Лукашенко о санкциях: это не сахар, приятного мало, но мы выстоим [Электронный ресурс]. Интервью информационному агентству Associated Press. БЕЛТА. 5 мая 2022 г. URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-o-sanktsiyah-eto-ne-sahar-priyatnogo-malo-no-my-vystoim-499969-2022/ (дата обращения: 07.02.2023).
  12. Махмутова Е.В., 2019. Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз // Вестник международных организаций. – 2019. – Т. 14. – № 3. – С. 99-116. https:// doi 10.17323/1996-7845-2019-03-05.
  13. Международные санкции (актуальная информация): Белорусская торгово-промышленная палата [Электронный ресурс]: URL: https://www.cci.by/probiznes/mezhdunarodnye-sanktsii-aktualnaya-informatsiya/ (Дата обращения: 07.07.2023).

11. Мясникович, 2022: надо проводить согласованную политику, а не закрывать глаза пеленой санкций [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/myasnikovich-nado-provodit-soglasovannuyu-politiku-a-ne-zakryvat-glaza-pelenoy-sankciy/ (Дата обращения: 07.02.2023).

12. О внешней торговле товарами Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2021/Analytics_E_202112_180.pdf (дата доступа: 07.02.2023).

13. О дополнительных мерах по обеспечению
стабильного функционирования экономики [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 г. № 93. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22bl0093/ (Дата обращения: 07.02.2023).

14. О поддержке экономики [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 года № 143. URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-143-ot-24-aprelya-2020-g-23485 (Дата обращения: 07.02.2023).

15. О применении специальных мер [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 30 марта 2021 г. № 128. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=p32100128/ (Дата обращения: 07.02.2023).

16. О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 6 декабря 2021 г. № 700 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.12.2021, 5/49707.

17. О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202280049 (Ддата обращения: 07.02.2023).

18.Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы [Электронный ресурс]: Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства, 4 ноября 2021 г. № 6, Минск – Москва // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

19. Послание Путина Федеральному собранию: Украина, санкции, рубль и налоги [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20141204/1036615333.html (Дата обращения 07.02.2023).

20. Тарарышкина Л.И., 2022. Евразийские экономические механизмы в публичном управлении в условиях таможенной территории ЕАЭС/Л.И.Тарарышкина//Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ», 10-11 ноября 2022 года/отв. ред. В.М.Захаров. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2022: 448-454.

21. Тарарышкина Л.И., 2021. Единое таможенное регулирование в Евразийском экономическ союзе как инструмент обеспечения экономической безопасности // Вестник БГЭУ, научно-практический журнал. – 2021. – № 6 (149). – Минск, БГЭУ, 2021: 5-14.

22. Тимофеев И.Н., 2018. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. – 2018. – № 2 (59). – С. 26-42. https:// doi 10.24833/2071-8160-2018-2-5926-4224.Тимофеев, И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. – 2018. – № 2 (59):26-42. https:// doi 10.24833/2071-8160-2018-2-5926-42.(Дата обращения: 07.02.2023).

23. Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2021 год. Статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. – Москва: 2022: 125. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publications/Doc.ments/finstat/finstat_2021.pdf/ (Дата обращения: 07.02.2023).

24. Хейфец Б.А., 2019. Евразийский экономический союз – время для модернизации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – Т. 12. – № 2: 29-50. https:// doi 10.23932/2542-0240-2019-12-2-29-5.