Введение
В последние годы китайское правительство нацелено на формирование национальной цифровой экономики. Таким образом, Китайское правительство пытается уйти от сырьевой направленности экономики и демонстрирует, как информационные технологии могут стать главным драйвером развития всех сфер экономики государства. Соответственно сам рынок информационных технологий отличается высокой конкурентностью. Так,
лидером аппаратного обеспечения является Китай; на рынке программного обеспечения активными темпами развивается США, страны ЕС и Япония; на рынке IT-услуг главенствующие позиции занимает Ирландия и Индия. Поддерживающая политика правительства Китая, наряду с его огромным внутренним рынком, насчитывающим 1,05 миллиарда интернет-пользователей и 882 миллиона пользователей смартфонов в 2022 году, 7 предоставили местным IT-компаниям возможности для процветания. Быстрые успехи Китая в таких областях нового поколения, как 5G, мобильные платежи, электронная коммерция и искусственный интеллект, не остались незамеченными международным сообществом. Согласно плану цифровизации до 2035 года, опубликованном MIIT в апреле 2021 года, до 2035 Китай намерен полностью цифровизовать промышленные
предприятия. Причѐм 70% интеллектуальных производственных систем и 50% программного обеспечения должны быть национального происхождения [The Impact of Digital Technologies, 2023].
Однако с началом 2022 года США активно разрушают китайскую IT- индустрию, вводя санкции и запреты на поставку оборудования для производства микросхем и использования иностранных чипов в производстве. Такие действия ставят под удар не только внутренний рынок информационных технологий Китая, но и мировой бизнес в целом. Такие действия Штатов повлекли за собой спад акций китайских компаний, нарушение логистических цепей, увольнение американских сотрудников из штатов китайских компаний и пр. Данные последствия затронули всю индустрию информационных технологий Китая, поэтому в ближайшей перспективе прогнозируются новые вызовы, с которыми Китаю придется столкнуться.
Цель исследования – рассмотреть состояние рынка информационных технологий в КНР, находящегося под влиянием санкционных ограничений США, определив перспективы его развития.
Исследование проведено с применением данных, опубликованных в открытой печати, официальных данных United Nation, Xinwen, Jiguanzx. Использованы статистические данные, сформированные российскими специализированными организациями,
размещенными на интернет-сайтах и порталах.
Для решения исследовательских задач использовались общенаучные методы, такие как анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, группировка и др.
Основная часть
Для КНР характерной чертой является развитие тех информационных и цифровых технологий и ресурсов, которые необходимы самому государству и соответственно они находятся под всеобъемлющем контролем компартии КНР. Для государства важнейшим направлением в этой сфере является система распознавания лиц и социального рейтинга. Например, был издан «Манифест о предотвращении рисков, связанных с размещением и финансированием валюты» (关于防范代 币发行融资风险的公告) от 4 сентября 2017 года, согласно которому токены в КНР запрещены. Операции по предложению ICO (Initial coin offering –
«первичное предложение монет») влекут за собой далеко не административную, а уголовную ответственность.
Еще ранее, 3 декабря 2013 года, было принято «Уведомление о предотвращении рисков, связанных с использованием биткойна» (关于防范比特币风险的通知), на основе которого Центральный банк КНР установил запрет на совершение любых сделок с криптовалютой не только частным лицам, но и финансовыми организациями. Т.е. в КНР виртуальные деньги признаны незаконными, и все платформы, сайты, которые построены на призыве к размещению криптовалюты, внесены в категорию запрещенных информационных ресурсов, и их работа сразу же блокируется [关于防范比特币风险的通知, 2017].
В соответствии с принятыми 16.08.2017 Министерством промышленности и информатизации «Меры по администрированию доменных имен в Интернете» ( 互 联网 域 名管 理办法 ) регистрируемые, используемые организациями или лицами доменные имена не могут включать в себя следующее содержание: «выступающее против основных принципов, установленных Конституцией» (п. 1 ст. 28); «подрывающее репутацию и интересы государства» (п. 3 ст. 28); «разрушающее государственную религиозную политику, пропагандирующее сектантство и феодальные суеверия» (п. 5 ст. 28); «распространяющее слухи, нарушающее общественный порядок, подрывающее социальную стабильность» (п. 6 ст. 28) и пр. [互 联 网 域 名 管 理 办 法, 2017].
Несмотря на достаточно сильную закрытость правовой основы КНР в целом, можно выделить некоторые акты, способствующие развитию информационных технологий в международном бизнесе:
– программа первого уровня «Сделано в Китае – 2025» (中国制造 2025), в которой признана необходимость укрепления собственной инновационной базы, снижения зависимости от иностранных достижений в области науки и техники, развития новых отраслей, внедрения искусственного интеллекта, создания умного производства и т.п. [中国制造 2025];
– закон второго уровня «О стимулировании внедрения научнотехнических достижений» (中华人民共 和国促进科技成果转化法, принят ПК ВСНП 15.05.1996, с последующими изменениями с учетом 2022) [华人民共 和国促进科技成果转化法, 2022];
– закон второго уровня «О содействии малым и средним предприятиям» (中华人民共和国中小企业促 进法, принят ПК ВСНП 29.06.2002, с последующими изменениями с учетом 2020 года) [中华人民共和国中小企业进法, 2020].
Таким образом, несмотря на развитость информационных технологий. сама правовая основа КНР в данной сфере развито не так широко. Действующее законодательство не успевает за развитием цифровой экономики и информационных технологий.
Сектор информационных технологий самого Китая состоит из нескольких отраслей: IT-сервисы, электронное оборудование, программное обеспечение, хранение, полупроводники и коммуникация. Рассмотрим некоторые из них.
1. За последние двадцать лет электротехническая промышленность Китая достигла высокого уровня развития, а масштабы экспорта постоянно увеличиваются. В последнее время в связи с изменениями на мировом рынке, экспорт электронного оборудования из Китая претерпевает некоторые изменения, однако она остается крупнейшей отраслевой группой китайского сектора информационных технологий.
2. Рынок программного обеспечения, как услуги в Китае, является одним из самых быстрорастущих рынков в мире, и нынешний бум на самом деле только начался. В первой половине 2020 года индустрия программного обеспечения Китая продемонстрировала рост выручки на 6,7% в годовом исчислении, что свидетельствует о положительном возобновлении работы и производства. По данным Министерства промышленности и информационных технологий, в первой половине 2020 года выручка от продаж программного обеспечения в стране составила 3,56 трлн юаней (примерно 508 млрд долларов), что на 6,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 12,9% пунктов выше, чем в первом квартале года [Biggest Chinese software companies, 2021].
3. Главный мировой потребитель полупроводников — Китай, на долю которого приходится около 75% продаж. Однако доля Китая в мировом производстве составляет 15%, и собственных мощностей Китаю не хватает. К 2025 году Китай планирует достичь самообеспечения полупроводниками на уровне 70%. В Пекине понимают необходимость сокращения технологического отставания в полупроводниковой индустрии и вкладывают деньги в ее развитие. [Полупроводниковый сектор Китая, 2023].
Одним из примеров китайской компании в секторе IT-сервисов является Digital China Group. Компания занимается исследованиями и разработкой компьютерного оборудования и вспомогательных комплектующих в Китае: она поставляет сетевое, мультимедийное, электронное информационно- коммуникационное, оргтехническое оборудование, приборы и счетчики, электроприборы, печатное фотонаборное оборудование, а также осуществляет установку и обслуживание компьютерных прикладных систем. Компания также предоставляет технические консультации и услуги, осуществляет трансфер технологий на продукцию собственного производства, ведет импортно-экспортную деятельность, занимается агентскими продажами компьютерного оборудования, программного обеспечения и периферийных устройств, а также продукции собственного производства [Digital China Group, 2023].
По итогам 2022-го финансового года чистая прибыль Digital China Group Co., Ltd. составила 136,88 млн долл, что на 321.85% больше, чем в 2021 году, когда она была равна 32, 45 млн долл. Это первый год роста после падения. Самый высокий уровень чистой прибыли Digital China Group Co., Ltd. был зафиксирован по итогам 2022 финансового года. Капитализация составляет 2.6 млд долл., 669 582 016 акций в обращении, доля акций у инсайдеров 38,95%, доля акций у институтов 12,36% [Капитализация Digital China Group, 2023]. В секторе коммуникации Tencent Holdings Limited, инвестиционная холдинговая компания, предоставляет телекомvуникационные услуги и услуги онлайн-рекламы в континентальном Китае и на международном уровне. Компания осуществляет свою деятельность через сегменты VAS, онлайн-рекламы, FinTech и бизнес-услуг, а также другие. Кроме того, компания разрабатывает программное обеспечение; разрабатывает и поддерживает онлайн-игры; предоставляет услуги в области информационных технологий, интеграции информационных систем, управления активами, онлайн- литературы и музыкальных развлечений. [Tencent Holdings Limited, 2023].
В рейтинге 100 крупнейших компаниях по статистике за 2022 год компания Tencent Holdings Limited заняла 15 место. с капитализацией в 354 млрд долл. Доля второго крупнейшего сегмента по выручке Tencent по итогам 2022 года составила 32%. Согласно Vantage Market Research, рынок финансовых технологий объемом $332,5 млрд будет расти среднегодовым темпом 19,8% в течение 2022-2028 гг.
В секторе электронного оборудования и компонентов в пример можно привести Xiaomi Corporation. Компания осуществляет свою деятельность через сегменты «Смартфоны», «IoT и продукты для образа жизни», «Интернет-услуги». Сегмент «Смартфоны» занимается продажей смартфонов. Сегмент IoT and Lifestyle Products предлагает умные телевизоры, ноутбуки, динамики AI и умные маршрутизаторы, различные IoT и другие интеллектуальные аппаратные продукты, а также товары для образа жизни. Сегмент «интернет-услуг» предоставляет рекламные услуги и дополнительные интернет-услуги, а также занимается онлайн-играми и финтехом [Xiaomi Corporation, 2023].
Упомянутые компании входят в 10 компаний с самым высоким объемом продаж. Несмотря на то, что объем продаж Xiaomi заметно ниже объемов продаж Apple, доля Xiaomi в мире по продажам смартфонов составила 17.1 %, обогнав Apple и Samsung, и заняла 1 место в мире [Продажи ведущих мировых производителей, 2023]. Semiconductor Manufacturing International Corp (SMIC), крупнейший контрактный производитель микрочипов в Китае, получил выручку в размере 7,27 миллиарда долларов в 2022 году, что на 33,6% больше, чем годом ранее. SMIC также активно инвестирует в расширение производственных мощностей в Китае. К концу 2022 года расходы на исследования и разработки достигли 197,5 миллионов долларов. Капитальные затраты в 2022 году составили 6,35 миллиарда долларов.
Однако доля Китая на рынке полупроводников все еще остается низкой. Доминирующую позицию на рынке продолжают удерживать американские компании (54%). На втором месте, но уже с большим отрывом – Южная Корея (22%), завершает тройку лидеров Тайвань (9%). Доля Китая на мировом рынке полупроводников по итогам 2021 года составила 4% [Доля Китая на мировом рынке полупроводников, 2023]. Санкционная политика Штатов на данный момент сильно подрывает рынок полупроводников Китая, которая до сих пор сильно зависит от иностранных поставок. Так, в конце сентября 2020 года Министерство торговли США объявило о санкциях в отношении SMIC. Ограничения заключаются в том, что американские компании, желающие поставлять технологии SMIC, должны получить специальные лицензии. Американские компании являются основными поставщиками оборудования для производства чипов. Санкции США могут отрезать SMIC от этих устройств, вынудив китайского производителя микросхем обратиться к продукции других производителей. Причиной введения санкций против SMIC является то, что, по мнению американских властей, компания тесно сотрудничает с властями Китая и поэтому может представлять угрозу национальной безопасности США.
Заключение
Таким образом, компании КНР в основных секторах информационных технологий активно занимают лидирующие позиции в международном бизнесе. Выше были приведены примеры компаний, а также их объемы продаж, выручки и прибыли. Несмотря на быстрый прогресс и высокие темы информационных технологий, Китай пока не догнал и тем более не обогнал Соединенные Штаты. Соответственно, говоря о рынке чипов и микросхем, Штаты и здесь остаются бесспорным лидером. По этим параметрам Китай еще очень далек от своих конкурентов, которыми являются не только Соединенные Штаты, это и Тайвань в том числе. Попытки «догнать» осложняются и санкционными мерами со стороны Штатов. Оценивая состояние информационных технологий КНР в международном бизнесе, стоит отметить, что высокие темпы развития рынка информационных технологий КНР пока не означают лидерство на мировом рынке. Видна высокая доля в мировом бизнесе китайского электронного оборудования, коммуникации и IT-сервисов, которая остается высокой даже в санкционных условиях. Однако сектор полупроводников сильно отстает от мировых лидеров и еще хуже развивается в условиях санкций.
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, успешно применил разработанную систему интеллектуального анализа больших данных iFORA для определения перспективных цифровых технологий в КНР [Институт статистических исследований и экономики знаний, 2023]. Производство новых материалов, таких как углеродное волокно, развивается опережающими темпами, и по прогнозу к 2025 г. объем данного рынка достигнет 10 трлн юаней (около 131.9 трлн руб.).
Сохраняется конкуренция КНР с Тайванем и США по производству ИИ- чипов, в соответствии с Планом развития искусственного интеллекта в КНР, к 2025 г. совокупный объем рынка ИИ достигнет 400 млрд юаней (около 5.3 трлн руб.). Важное направление связано с развитием коммуникационных и управленческих информационных технологий на базе обработки больших данных. По прогнозу IDC, к 2025 г. Китай по объему больших данных выйдет на первое место в мире (с долей 27.8% от общемирового) [Китай: топ-15 технологических трендов, 2023]. Его инвестиции в центры обработки данных и сопутствующие технологии автоматизации и удаленного управления будут расти более чем на 20% ежегодно в период реализации 14-го пятилетнего плана (2021–2025 гг.), а совокупные инвестиции в смежные области могут превысить 3 трлн юаней (около 39.6 трлн руб.). Таким образом, санкционная политика США хоть и серьезно ограничивает нынешний потенциал КНР в сфере информационных технологий, но этот сектор имеет перспективы к развитию и дальнейшему расширению. Китай продолжит наращивать темпы в IT-секторе международного бизнеса. Что касается экономического прогноза, то китайские и западные аналитики сходятся в одном мнении: темпы развития сектора информационных технологий будут увеличиваться даже в санкционных условиях.
Список литературы