16+

ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА (ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)

Aннотация

В статье представлены информационные и аналитические данные о динамике расходов государственного бюджета Республики Казахстан на образование за период 2008–2014 годы. Проводится анализ как общего уровня расходов, так и их структуры по уровням образования. Актуальность проведенного анализа в том, что рассматривается уровень государственной вовлеченности в сферу образования, в качестве основной формы инвестиций государства в человеческий капитал страны. Представляют интерес выводы по оценке степени участия государства на примере стран Евразийского экономического союза.


Основа устойчивого развития любого общества и государства в целом связана с его социально–экономическим развитием. В условиях экономического кризиса и политического дисбаланситета инвестиции в человеческий капитал рассматриваются важной основой для построения экономики знаний.

Современное состояние системы образования Казахстана характеризуется ограничением финансирования со стороны государства. Это обусловило необходимость изучения причин такой тенденции на основе детального анализа расходов на образование.

Анализ абсолютных значений показал, что в целом объемы государственных расходов на систему образования в структуре государственного бюджета Республики Казахстан с учетом реализуемых социальных проектов и программ увеличились за период 2008–2014 годов в 2,3 раза, на систему высшего образования – в 2,4 раза. Доля расходов на образование в расходах государственного бюджета Республики Казахстан в среднем за последние семь лет составляет около 17%, доля расходов на высшее образование – 1,6 % (таблица 1).

Таблица 1

Расходы государственного бюджета на образование в РК, млрд.тенге

Table 1

State budget expenditures on education in the Republic of Kazakhstan,  billions tenge

Год

Расходы ГБ РК, всего

Расходы ГБ РК на образование

Расходы ГБ РК на высшее образование

всего

в % к расходам ГБ

всего

в % к расходам ГБ

в % к расходам на образование

2008

4 367,7

641,1

14,6

54,8

1,3

8,5

2009

3 998,0

746,5

18,7

76,2

1,9

10,2

2010

4 826,4

797,4

16,5

73,4

1,5

9,2

2011

5 939,4

1 000,3

16,8

89,1

1,5

8,9

2012

6 703,3

1 255,6

18,7

113,9

1,7

9,1

2013

7 083,3

1 284,4

18,1

129,3

1,8

10,1

2014

7 791,9

1 471,7

18,9

133,1

1,7

9,0

Источник: Агентство по статистике РК [1].

Несмотря на в целом положительную динамику увеличения доли расходов на образование в общих расходах ГБ (от 14,6% до 18,9%), доля расходов на высшее образование остается достаточно низкой, как в структуре ГБ, так и в структуре расходов на образование (в среднем 1,63% и 9,29% соответственно). Рассматривая структуру расходов на образование по уровням образования, следует отметить  что, наибольшая доля государственных расходов приходится на среднее образование из-за большего охвата населения и длительности обучения[1] (таблица 2).

Таблица 2

Структура государственных расходов на образование по уровням образования, млн.тенге

Table 2

The structure of governmental expenditures on education by levels of education, mln tenge

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Дошкольное воспитание и обучение

27 288

32 067

63 332

112 430

131 418

160 961

246 670

в % к расходам ГБ

0,6

0,8

1,3

1,9

2,0

2,3

2,3

 Среднее образование

517 535

582 035

600 691

723 562

911 591

879 110

968 259

в % к расходам ГБ

11,8

14,6

12,4

12,2

13,6

12,4

12,4

Техническое и профессиональное образование

38 921

50 393

53 832

67 527

88 570

101 784

95 501

в % к расходам ГБ

0,9

1,3

1,1

1,1

1,3

1,4

1,2

Высшее и послевузовское образование

54 815

76 243

73 429

89 076

113 940

129 337

133 066

в % к расходам ГБ

1,3

1,9

1,5

1,5

1,7

1,8

1,7

Прочие программы образования

2 501

5 739

6 130

7 690

10 087

13 231

28 203

в % к расходам ГБ

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,4

ИТОГО

641 060

746 477

797 414

10 002 855

1 255 606

1 284 423

1 471 699

в % к расходам ГБ

14,6

18,7

16,5

16,8

18,7

18,1

18,9

 

Источник: Агентство по статистике РК [1].

При том, что абсолютные объемы расходов на образование выросли на 466%, долевой рост составил лишь 116%.

Увеличение абсолютных объемов связано с реализацией различных программ и проектов, направленных на обеспечение конкурентоспособности отечественного образования, его доступности,  повышение соответствия потребностям рынка труда, а также увеличение расходов на дошкольное, среднее, высшее образование, путем строительства новых объектов образования, а так же повышения потенциала преподавательского состава.

Более уточненные данные будут получены нами при оценке расходов по отношению к ВВП, как к интегрированному относительному показателю, характеризующему глубину вовлечения государства как инвестора системы образования.

В системе образования ежегодно задействовано около 4,1 млн. человек, что составляет примерно в среднем 25% от общей численности населения, в системе высшего образования задействовано в среднем 0,62 млн.человек, или 3,1% от общей численности населения страны (таблица 3).

Таблица 3

Численность населения в системе образования и коэффициент подушевого финансирования

Table 3

Education system population and the coefficient of per capita funding

Годы

Общая численность населения – всего, млн. чел.

Численность населения в системе образования

Коэффициент подушевого финансирования в СО, тенге

Численность населения в системе высшего образования

Коэффи–циент подушевого финансиро–вания в ВО, тенге

всего, млн. чел.

в % к общей численности населения

всего, млн. чел

в % к общей численности населения

2008

16,0

4,0

25,0

160 265

0,72

4,5

76 132

2009

16,2

3,9

24,1

191 404

0,63

3,9

121 020

2010

16,4

4,0

24,4

199 354

0,61

3,7

120 375

2011

16,7

4,2

25,1

238 163

0,62

3,7

143 671

2012

16,9

4,2

24,9

298 954

0,63

3,7

180 857

2013

17,2

4,3

25,0

298 703

0,57

3,3

226 907

2014

17,4

4,4

25,3

334 477

0,53

3,0

251 068

 

Источник: Агентство по статистике РК [1].

При этом следует сказать, что при расчете коэффициента подушевого финансирования, его значение распределилось в коридоре 334,5 тыс. тенге на человека по всей системе образования и 251,1 тыс. тенге на высшее образование. Если же учесть, что в первом значении размещены ресурсы второго показателя, то возникает вопрос о значительном недофинансировании системы высшего образования. Этот вывод подтверждается и тем, что размер гранта выделяемого сегодня из госбюджета на обучение в вузах варьируется в пределах – 228,6 тыс.тенге.

Дальнейший анализ показал, что количество образовательных организаций в 2014 в целом увеличилось в 1,7 раз (по отношению к 2008 г.), при этом увеличение в целом произошло по количеству дошкольных организаций и составило 8467 ед. (увеличилось в 5 раз), а также по количеству колледжей – составило 785 ед. (увеличилось в 1,7 раз). Уменьшение количества образовательных учреждений наблюдается в системах среднего и высшего образования (уменьшилось на 3,8% и 23,4% соответственно),  контингент обучающихся  – увеличился в среднем на 10,3% (таблица 4).

 

Таблица 4

Сведения по изменению сети и контингента обучающихся системы образования

Table 4

Data on the change in the network and students’ contingent in the education system

Показатели/годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Количество дошкольных учреждений, единиц (с 2010г. включая мини–центры)

1 692

1 852

4 781

6 133

7 221

7 661

8 467

Количество детей  в дошкольных учреждениях, тыс. человек

257,1

274,9

390,8

489,4

584,3

634,5

727,5

Количество школ, единиц

7 859

7 811

7 755

7 706

7 636

7 561

7 562

Численность учащихся в школах, тыс. человек

2 561,6

2 534,0

2 531,0

2 522,8

2 533,9

2 581,6

2 685,1

Количество колледжей,

Единиц

460

471

480

494

494

610

785

Численность учащихся колледжей, тыс. человек

499,5

504,7

495,2

490,9

491,7

520,4

557,4

Количество ВУЗов, единиц

167

143

148

149

146

139

128

Численность учащихся ВУЗов, тыс. человек

717,1

633,8

610,3

620,4

629,5

571,7

527,2

 

Источник: Агентство по статистике РК[1].

Наряду с вышесказанным следует отметить, что расходы в 2014 году (по отношению к 2008 году) увеличились на дошкольное образование в 3,0 раза (численность детей, охваченных дошкольным образованием, увеличилось в 2,8 раза), на среднее образование уменьшились  – на 27% (численность лиц, охваченных средним образованием, увеличилась на 4,6%), на техническое и профессиональное образование  расходы составили в среднем 0,27% по отношению к ВВП (численность лиц, охваченных техническим и  профессиональным образованием, увеличилась на 11,6%), на высшее образование расходы составили в среднем 0,37% по отношению к ВВП  (численность учащихся ВУЗов, уменьшилась на 26,5%).

Расчеты показали, что ежегодно расходы на образование по отношению к ВВП в среднем составляют 3,96%. При этом мировой экономический кризис обусловил минимальный уровень этого показателя именно в 2014 году и составил 3,6% (таблица 5).

 

Таблица 5

Расходы на образование по отношению к ВВП, %

Table 5

 Education expenditures in relation to GDP,%

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Образование – всего, в том числе:

4,0

4,4

4,1

3,8

4,0

3,8

3,6

Дошкольное воспитание и обучение

0,2

0,2

0,3

0,4

0,4

0,5

0,6

Среднее образование

3,3

3,5

3,1

2,8

2,9

2,6

2,4

Техническое и профессиональное образование

0,2

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

Высшее и послевузовское образование

0,3

0,5

0,4

0,3

0,4

0,4

0,3

Прочие программы образования

0,02

0,03

0,03

0,03

0,03

0,04

0,07

 

Источник: Агентство по статистике РК [1].

Так, представленные сведения показывают, что расходы на дошкольное воспитание и обучение по отношению к ВВП в среднем составляют 0,37%, на среднее – 2,9%, на техническое и профессиональное – 0,27%, на высшее и послевузовское образование – 0,37%, на прочие программы образования – 0,03%.

Кроме того, следует добавить что, в 2014 году по отношению к предшествующему году наблюдалась общая тенденция к снижению доли расходов республиканского бюджета Республики Казахстан на образование по отношению к ВВП, в том числе по всем уровням образования, за исключением дошкольного обучения и прочих программ образования.

Если рассматривать динамику расходов на образование по отношению к ВВП в странах Евразийского экономического союза, необходимо отметить, что уровень расходов на образование относительно равномерный по странам, что на наш взгляд, свидетельствует о сохранении «совдеповских» подходов к планированию и управлению системой образования в наших странах.

Таблица 6

Расходы на образование стран ЕАЭС по отношению к ВВП, %

Table 6

Education expenditures in EAEC countries in relation to GDP,%

Страна

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Армения

3,2

3,8

3,2

3,1

3,3

2,3

н.д

Беларусь

н.д.

4,5

5,4

4,8

5,1

5,3

4,8

Казахстан

4,0

4,4

4,1

3,8

4,0

3,8

3,6

Кыргызстан

5,9

6,2

5,8

6,8

7,4

6,8

6,5

Россия

4,03

4,6

4,09

3,99

4,12

4,36

4,28

 

Источник: Сайт Всемирного банка развития (URL: http://www.worldbank.org) [2].

В тоже время исследование показало, что Казахстан занимает последнее место по уровню расходов в выборке (страны ЕАЭС) и 125 место в мировом рейтинге по уровню расходов на образование с учетом данных рейтинга стран мира по уровню образования (таблицы 6,7).

 

Таблица 7

Рейтинг стран ЕАЭС по уровню расходов на образование, данные представлены по состоянию на 2010–2012 годы (опубликованы в 2014 году)

Table 7

EAEC countries ranking in terms of education expenditures, data presented as of 2010-2012 (published in 2014)

№ п/п

Место

Страна

Расходы (%)

1

25

Кыргызстан

6,2

2

83

Беларусь

4,5

3

98

Россия

4,1

4

121

Армения

3,2

5

125

Казахстан

3,1

 

Источник: Сайт информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий» (URL: http://gtmarket.ru) [3].

Еще менее приглядной выглядит позиция нашей страны в страновом рейтинге по уровню образования в стране, в котором Казахстан занимает 44 место с индексом 0,762.

Таблица 8

Рейтинг стран ЕАЭС по уровню образования, данные представлены по состоянию на 2012 год (опубликованы в 2013 году)

Table 8

EAEC countries ranking by level of education, data presented as of 2012 (published in 2013)

№ п/п

Место

Страна

Индекс

1

21

Беларусь

0,820

2

36

Россия

0,780

3

44

Казахстан

0,762

4

63

Армения

0,701

5

88

Кыргызстан

0,656

 

Источник: Сайт информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий» (URL: http://gtmarket.ru) [3].

Таким образом, проведенный анализ показал, что в Казахстане за последнее десятилетие уровень расходов на образование относительно стабилен, но остается всё также на невысоком уровне в относительном сравнении, с учетом демографической ситуации и особенностей социально–экономической политики в стране(таблица 5).

Следует отметить, что ситуация сложившаяся в сфере образования требует к себе должного внимания со стороны государства. В то же время необходимо отметить, то что изменения и реформы в системе образования принесли хорошие плоды:

-           в системе дошкольного образования на основании Послания Президента РК и стратегического плана развития РК, была разработана и принята программа «Балапан». Не маловажно и то, что  программа «Балапан» осуществляется не только профильным Министерством образования и науки, но также привлечены Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство экономического развития и торговли республики, Министерство финансов, и Министерство здравоохранения, Агентство по делам строительства и жилищно–коммунального хозяйства, а также Акимы областей и городов Астаны и Алматы. Целью данной программы является удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения. Однако проблемы в данном сегменте существуют, хотя опыт субсидирования  из средств республиканского бюджета государственного заказа в частных дошкольных организациях обеспечивает положительный рост сети частных детских садов [4].

-           в системе среднего образования наблюдается гендерная непропорциональность, феминизация профессии (81,3% учителей – женщины). Низкая зарплата (около 60% от средней по стране), непрестижность профессии педагога способствуют утечке высококвалифицированных кадров. Несмотря на то, что с 2000 года зарплата работников образования возросла на 400%, ее уровень остается одним из низких в стране. Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Кроме того, также требует решения вопрос непрерывного обучения и повышения квалификации в течение всей жизни [5].

-           система технического и профессионального образования играет ключевую роль в удовлетворении интересов и потребностей рынка труда, а так же перспектив развития экономики и социальной сферы. Однако подготовка специалистов в данном сегменте не отвечает запросам и реалиям рынка труда и не соответствует требованиям для развития экономики и социальной сферы. Внедрение обязательного механизма аккредитации не гарантирует повышения качества в данном секторе образования.

-           в системе высшего и послевузовского образования существуют такие же проблемы, как и в системе  технического и профессионального образования, так называемая слабая связь образования, науки, производства и бизнеса. В стране не развиты институциональные формы поддержки инновационных структур, выполняющих разработки, не говоря уже об их практической реализации. Больной темой для системы высшего образования является и коррупция.

В этой связи, увеличение расходов на образование и доведение его к общемировым стандартам, является важным на данный момент. Имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации всей системы  образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство. В тоже время, достижение данной цели в условиях экономического кризиса, возможно на наш взгляд, за счет глубокого аудита и мониторинга реализуемых государственных программ и выявление ресурсов неэффективно используемых в них. Перераспределение таких ресурсов позволило бы обеспечить расширение государственного финансирования при несомненной необходимости активизации и вовлечения частных инвестиций, пожертвований и спонсорской помощи в систему высшего образования.

 


[1]среднее образование в Казахстане является обязательным и бесплатным

Список литературы

  1. Официальный сайт Агентства по статистики РК. [Электронный ресурс]. URL: www.stat.gov.kz. (дата обращения: 12.12.2015 г.).
  2. Сайт Всемирного банка развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org. (дата обращения: 01.02.2016 г.).
  3. Сайт информационно-аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru (дата обращения: 01.02.2016 г.).
  4. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы, утвержденапостановлением Правительства РК от 20.12.2013 № 1377. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000488_. (дата обращения: 02.02.2016 г.).
  5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. [Электронный ресурс]. URL: http://http://http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118. (дата обращения: 02.02.2016 г.)