РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ
Aннотация
Настоящая работа представляет собой попытку формирования методики оценки состояния конкуренции на социально-значимых и приоритетных рынках товаров и услуг. На сегодняшний день принят Стандарт развития конкуренции на рынках субъекта РФ, который установил необходимость постоянного мониторинга развития и поддержки конкуренции на региональных рынках, а также создал потребность в измерении уровней конкуренции и разработке мероприятий по стимулированию ее развития. Однако единого подхода по оценке конкуренции в субъектах РФ вплоть до настоящего времени так и не разработано. Предложенная авторами методика позволяет оценить уровень развития конкуренции на конкретном региональном рынке. В результате появляется возможность выявить рынки с развитой конкуренцией, рынки с недостаточно развитой конкуренцией, а так же рынки с неразвитой конкуренцией на основе предлагаемой интегральной оценки. Описанная методика разработана на примере Рязанской области в рамках выполнения научно-исследовательской работы. Предполагается, что использование данной методики является одним из этапов развития конкуренции в регионах.
Актуальность проблемы
Развитие конкуренции на рынке является давно поставленной целью, однако в последние годы актуальность этого тезиса значительно повысилась. Это связано с принятием Стандарта развития конкуренции на рынках субъекта РФ, который установил необходимость постоянной деятельности по развитию и поддержке конкуренции на региональных рынках, а также создал потребность в измерении уровней конкуренции и разработке мероприятий по стимулированию ее развития. С момента принятия Стандарта развития конкуренции в регионах началась работа по разработке методики оценки состояния конкуренции на социально-значимых и приоритетных рынках. Несмотря на уже достаточный срок работы в данном направлении, формализованного описания этой методики на настоящий момент не существует.
Анализ последних исследований и публикаций
Если обратиться к теоретической литературе, то известные в научных исследованиях и практических разработках методики оценки состояния конкурентной среды и их модификации по существу можно разделить на два подхода.
Подход первый основан на определении коэффициента рыночной концентрации (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) [см., напр., 1, 2]. При этом:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR3) - сумма долей (выраженных в процентах) 3 крупнейших хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке (D1, D2, D3) [3, 4]:
; (1)
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке [5]:
, (2)
где:
Di- выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на товарном рынке;
N - общее количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке.
Второй подход состоит в определении некоторой бальной оценки состояния конкуренции на рынках, при котором итоговая оценка складывается из суммы ряда факторов и носит накопительный характер [6]. Например, оценка состояния конкуренции обозначается A и рассчитывается как [7]:
А = 0,65В + 0,35С, (3)
где:
В – величина интегрального показателя условий развития конкуренции,
С – величина интегрального показателя конечных эффектов развития конкуренции.
При этом сами величины В и С также являются расчетными и определяются путем суммирования баллов по различным показателям.
Указанные подходы на данный момент редко встречаются в региональной практике. Большинство субъектов РФ в своих докладах ограничиваются описанием рынков и общими выводами о наличии или отсутствии конкуренции. Однако, вместе с тем, в региональной практике имеется ряд заслуживающих внимания подходов к проведению оценки состояния конкуренции на рынках. Некоторые из них приведены в таблице 1.
На сегодняшний день методика оценки конкуренции сформирована лишь в двух регионах, приведенных в таблице 1. В том и в другом случае использован метод балльных оценок, а состояние конкуренции на региональном рынке оценивается значением суммы набранных баллов. При этом в Ульяновской области единственным источником информации является результаты анкетирования, в г. Санкт-Петербурге – это лишь часть общей оценки.
Цель исследования состоит в построении методики оценки состояния конкуренции на региональных рынках. Данная методика должна давать итоговый результирующий ответ на вопрос о состоянии развития конкуренции на конкретных рынках в категориях:
- рынок с развитой конкуренцией;
- рынок с недостаточно развитой конкуренцией;
- рынок с неразвитой конкуренцией.
Основные результаты исследования
Методика оценки конкуренции была разработана на примере Рязанской области. Учитывая ограниченность в доступе к информации, при построении методики был выбран второй из теоретических подходов, описанных выше. Источниками информации для получения итоговых оценок конкуренции на рынках области являются:
- результаты анкетирования бизнеса и населения;
- информация органов государственной статистики;
- отчет о выполнении плана мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Рязанской области в I квартале 2016 года [10];
- ежегодный доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Рязанской области» за 2015 год [11].
Таблица 1
Характеристика методик оценки конкуренции на рынках, используемых в некоторых субъектах РФ
Table 1
Characteristics of valuation techniques ща competition in the markets used in some of the subjects of the Russian Federation
Регион | Суть методики | Построение итоговой оценки |
---|---|---|
Ульяновская область | Оценка конкуренции на рынке осуществляется на основе данных анкетирования по трем направлениям по 4-балльной шкале: - широта выбора продукции; - качество товаров, услуг; - уровень цен на товары и услуги [8]. | Интегральная оценка конкурентного пространства населением оценивается с помощью диаграммы |
г. Санкт-Петербург | Оценка конкуренции проводится с помощью показателей: - Динамика количества действующих предприятий на рынке, % по отношению к прошлому отчетному периоду - Коэффициент концентрации CR3, - Индекс Герфиндаля-Гиршмана - Доля участников рынка, удовлетворенных качеством конкурентной среды, % от числа опрошенных - Доля участников рынка, считающих, что конкуренция между частными компаниями на рынке является высокоинтенсивной, % от числа опрошенных - Количество решений ФАС по поводу нарушений антимонопольного законодательства участниками рынка [9] | Интегральный показатель состояния конкурентной среды на рынке рассчитывается как сумма оценок по каждому показателю с учетом удельных весов. |
Основываясь на выбранном подходе и видоизменяя выражение (3) интегральная оценка состояния конкуренции на рынках Рязанской области А, выраженная в баллах, была сведена к следующему выражению:
| (4) |
где:
Вi – величина i-го показателя из группы объективных показателей, выраженная в баллах,
Сj – величина j-го показателя из группы субъективных показателей, выраженная в баллах,
k1 – весовой коэффициент для объективных показателей,
k2 – весовой коэффициент для субъективных показателей.
Все используемые для оценки данные можно разбить на две составляющие, которые соответственно обозначены как объективные данные (имеющие обозначение Вi) и субъективные данные (Сj). Объективные данные – это данные из официальных отчетов органов государственной статистики. Соответственно субъективные данные – это данные обработки опросов населения и бизнеса, которые представляют собой частную точку зрения на отдельные вопросы, и именно поэтому они отнесены к категории субъективных.
В соответствии с этими же соображениями авторами были введены весовые коэффициенты, отражающие неравную значимость двух групп показателей. Соответственно в Методике принимаются k1 = 2, k2 = 1.
Перечень объективных показателей, используемых в оценке, приведен в таблице 2. Всего при расчетах используются три показателя. Бальная оценка каждого из показателей приведена в колонке 3 таблицы 2.
Таблица 2
Объективные показатели оценки состояния конкуренции
Table 2
Objective assessment indicators of the state of competition
№ | Показатель | Оценка показателя в баллах, Вi |
---|---|---|
1 | Число организаций, конкурирующих на рынке | 1 балл – менее 4, 2 балла – от 4 до 6, 3 балла – больше 6 |
2 | Доля государственных и муниципальных предприятий на рынке, % | 1 балл – более 70%, 2 балла – от 50 до 70%, 3 балла – менее 50% |
3 | Изменение количества организаций на рынке за последние 3 года (уменьшение или увеличение), % | 1 балл – до 5%, 2 балла – от 5 до 25%, 3 балла – более 25 % |
Перечень субъективных показателей, используемых в оценке, приведен в таблице 3. Бальная оценка каждого из показателей приведена в колонке 3 таблицы 3.
Поскольку бальная оценка каждого из субъективных показателей формируется на базе анкетных данных, то данное обстоятельство требует некоторого пояснения процедуры определения Сj.
Определение Сj по каждому из субъективных показателей осуществляется в соответствии с выражением
(5) |
где Бjk – оценка j-го показателя в баллах k;
Djk – доля респондентов, выбравших при оценке j-го показателя вариант k.
Таблица 3
Объективные показатели оценки состояния конкуренции
Table 3
Objective assessment indicators of the state of competition
Показатель, Сj | Вопрос анкеты | Оценка показателя в баллах, Бjк | |
---|---|---|---|
Оценка уровня конкуренции потребителями продукции рынка | Оцените уровень конкуренции на следующих целевых рынках в нашем регионе: - очень высокая; | очень высокая - 3 балла; | |
Оценка количества организаций, работающих на целевых рынках | Оцените количество организаций, которые предоставляют следующие товары и услуги на рынках вашего района (города): - Избыточно; - Затрудняюсь ответить. | Избыточно - 3 балла; | |
Удовлетворенность уровнем цен на продукцию на целевых рынках | Насколько вы удовлетворены уровнем цен товаров и услуг: | Удовлетворен - 3 балла, | |
Удовлетворен-ность качеством продукции на целевых рынках | Насколько вы удовлетворены качеством товаров и услуг: | Удовлетворен - 3 балла, | |
Удовлетворен-ность возможностью выбора продукции на целевых рынках | Насколько вы удовлетворены возможностью выбора товаров и услуг: | Удовлетворен - 3 балла, | |
Изменение количества поставщиков продукции на целевых рынках в течение установленного периода | Как, по вашему мнению, изменилось количество субъектов, предоставляющих товары, работы и услуги на следующих рынках в вашем районе (городе) в течение последних 3 лет: | Снизилось - 1 балл; |
Итоговая интегральная оценка состояния конкуренции на рынках Рязанской области в баллах определяется в соответствии с выражением (4).
Максимальное количество баллов, которое может быть набрано в соответствии с изложенной методикой составляет 36, а минимальное – 7.
Соответствие набранных баллов в итоговый результирующий вывод приведено в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика рынка в соответствии с набранными баллами
Table 4
Characteristics of the market in accordance with the score
Характеристика рынка | Баллы |
Рынок с развитой конкуренцией | Больше 26 |
Рынок с недостаточно развитой конкуренцией | От 17 до 26 |
Рынок с неразвитой конкуренцией | Менее 17 |
Выводы и перспективы последующих разработок в данном направлении
Предложенная методика позволяет дать оценку уровню конкуренции на конкретном региональном рынке, что позволит выявить рынки, которым следует уделить большее внимание в целях развития конкуренции на них. Использование данной методики является одним из этапов развития конкуренции в регионах и предполагает на основе полученных оценок разработку и реализацию комплекса мероприятий в данном направлении.
Список литературы